+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Какие существуют системы оплаты труда в школах

Содержание

Виды, формы и системы оплаты труда, порядок ее начисления

Какие существуют системы оплаты труда в школах

Оплата труда имеет два вида:

  • Основная заработная плата. Начисляется работнику в зависимости от отработанного времени, количества и качества выполненной работы, тарифной ставке или окладам, оплата по сдельным расценкам, премиальные выплаты, доплаты за особые условия работы (работа в ночное время, бригадирские надбавки, компенсация простоев не по вине работника и т.п.);
  • Дополнительная заработная плата включает в себя выплаты за неотработанное время, которые регулируются на законодательном уровне (оплата отпусков, перерывов для кормящих матерей, льготного времени работы несовершеннолетних, оплата неиспользованного отпуска и т.д.)

Формы оплаты труда

Существует две формы оплаты труда: повременная и сдельная, которые в свою очередь подразделяются на несколько форм.

  1. Повременная форма оплаты труда.

    • Простая повременная оплата. Данный вид оплаты производится за определенное количество неотработанного времени и не зависит от количественных характеристик работы. Начисляется путем умножения часовой или дневной ставки на количество в часах или днях отработанного времени. Если работнику установлен оклад, то оплата труда рассчитывается исходя из отработанного времени по размеру оклада в месяц.
    • Повременно-премиальная оплата труда. Такая форма оплаты подразумевает, что к расчетам повременной оплаты добавляют премию, оговоренную в трудовом соглашении с работником или закрепленную в других внутренних документах организации.
  2. Сдельная оплата труда.

    • Прямая сдельная оплата труда. Осуществляется на основании установленных сдельных расценок за единицу произведенных работником изделий или работ. Данная форма оплаты труда также учитывает квалификацию работника.
    • Сдельно-премиальная форма оплаты труда. Предусматривает начисление премий за перевыполнение плана выработки или достижения определенных качественных показателей выполненной работы
    • Сдельно-прогрессивная форма оплаты труда. Суть данной формы оплаты труда в повышении оплаты за выработку продукции или работ сверх установленной нормы.
    • Косвенно-сдельная форма оплата труда. Производится для работников вспомогательного производства в процентах к заработной плате рабочих основного производства (наладчиков, комплектовщиков, помощников мастеров и др.).На практике часто применяют смешанные формы оплаты труда. Это касается, прежде всего, работников совмещающих несколько должностей на одном предприятии.
    • Аккордная оплата труда. Применяется для начисления оплаты за комплекс работ или производство определенного объема продукции или работ, а не за конкретную производственную операцию.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Системы оплаты труда

Существует три основные системы оплаты труда:

  • тарифная;
  • бестарифная;
  • смешанная.

Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий.

Тарифная система оплаты труда состоит их нескольких элементов (Рис.1):

Рисунок 1. Элементы тарифной системы оплаты труда

Бестарифная система оплаты труда подразумевает неиспользование гарантированных тарифных ставок и должностных окладов.

При бестарифной системе оплаты труда, заработная плата работника зависит от конечных результатов работы всего подразделения организации и представляет собой долю в заработанном всем коллективом фонде оплаты труда.

Доля заработной платы отдельного работника определяется исходя из квалификации работника и его трудового участия.

Применение бестарифной системы целесообразно при возможности учета результатов труда каждого работника. Данная система положительно сказывается на общей заинтересованности коллектива и каждого работника в отдельности.

Порядок начисления заработной платы

Порядок начисления заработной платы регулируется на законодательном уровне, прежде всего Трудовым Кодексом РФ.

В каждой организации, порядок начисления заработной платы регулируется на основании внутренних локальных актов организации.

  • положение об оплате труда;
  • штатное расписание;
  • приказ о приеме на работу;
  • трудовой договор;
  • табель учета рабочего времени;
  • приказ о поощрении и т.д.

Для избегания нарушений прав работников необходимо придерживаться четких правил по начислению и выплате заработной платы.

Размер заработной платы работника за месяц должен быть равен или быть выше установленного на данный момент минимального размера заработной платы, с учетом районного коэффициента.

Для правильного начисления заработной платы необходимо учесть принятые в организации для каждой должности способы оплаты труда, все виды взысканий и поощрений, налоговые вычеты и различные социальные надбавки.

За отработанный месяц работодатель обязан выдавать работникам расчетные листки, в которых указывается:

  • размер начисленной заработной платы;
  • надбавки;
  • премии;
  • положенные вычеты;
  • удержанный НДФЛ;
  • размер выплаченного аванса;
  • остаток задолженности за предприятием.

Замечание 1

Таким образом, начисление заработной платы включает в себя множество аспектов внутреннего порядка оплаты труда, и требований законодательства.

Система оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях

Какие существуют системы оплаты труда в школах

Система оплаты труда педагогических работников профессионального образовательного учреждения должна обеспечивать:

Основные принципы формирования оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях должны:

  • обеспечивать соответствие системы оплаты труда педагогических работников требованиям трудового и
  • образовательного законодательства.

Основные принципы формирования оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству

Основные принципы формирования системы оплаты труда и правовые основы оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству:

  • являются едиными для всех государственных и муниципальных учреждений, и
  • не зависят от того, производится ли финансирование с учетом нормативно-подушевого принципа и
  • есть ли вообще в структуре доходов учреждения средства, полученные за счет средств бюджетов бюджетной системы.

Требования к формированию системы оплаты труда педагогических работников в принципе не зависят от того, из какого источника поступили средства на оплату труда:

  • от этого зависит лишь правомерность отнесения средств к средствам на оплату труда и
  • использование этих средств на оплату труда конкретных работников.

В частности, статья 129 «Основные понятия и определения» Раздела VI «Оплата и нормирование труда» Трудового кодекса РФ содержит следующее определение заработной платы (оплата труда работника):

  • заработная плата (оплата труда педагогического работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации педагогического работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы,
  • а также компенсационные выплаты:
    • доплаты и надбавки компенсационного характера,
    • в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,
    • работу в особых климатических условиях и
    • на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и
    • иные выплаты компенсационного характера
  • и стимулирующие выплаты:

    • доплаты и надбавки стимулирующего характера,
    • премии и иные поощрительные выплаты.

Таким образом, при формировании системы оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству необходимо:

  • в обязательном порядке дифференцировать такую оплату труда в зависимости от сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
  • невозможно, например, установление одинакового оклада (должностного оклада) по должностям, которые относятся к различным квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы.

При этом заработная плата педагогических работников имеет структуру:

  • это основная ее часть, например, оклад, должностной оклад,
  • а также компенсационные выплаты и
  • стимулирующие выплаты.

Данные требования трудового законодательства должны быть положены в основу разработки систем оплаты труда любой организацией, в том числе и профессиональным образовательным учреждением.

Система оплаты труда педагогических работников представляет собой:

  • порядок и механизмы исчисления заработной платы работников организации в соответствии:
    • с количеством их труда,
    • условиями труда,
    • качеством труда и
    • результатами труда.

Система оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений

Система оплаты труда педагогических работников подразделений образовательного учреждения:

  • осуществляющих и не осуществляющих приносящую доход деятельность,
  • является единой.

Система оплаты труда педагогических работников в государственных образовательных учреждениях устанавливается в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:

  • Трудового кодекса РФ;
  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) и законодательства об образовании субъектов РФ;
  • Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2015 г. № 973;
  • номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678;
  • приказа Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
  • приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 (ред. от 29.06.2016) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями);
  • Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».

Системы оплаты труда педагогических работников государственных образовательных учреждений устанавливаются:

  • с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих,
  • единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов,
  • а также с учетом государственных гарантий по оплате труда,
  • рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Формирование системы оплаты труда педагогических работников на уровне образовательного учреждения осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • верховенство Конституции РФ, федеральных законов и общепризнанных принципов, и норм международного права на всей территории РФ;
  • недопущение снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • установление систем оплаты труда педагогических работников соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, включая фиксированные размеры окладов (должностных окладов) за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, размеры выплат стимулирующего характера;
  • обеспечение зависимости заработной платы каждого педагогического работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;
  • обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами педагогических работников и результатами их труда, а также результатами деятельности образовательных учреждений;
  • повышение уровня реального содержания заработной платы педагогических работников и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Система оплаты труда педагогических работников устанавливается образовательным учреждением на основе указанных правовых актов:

  • в коллективных договорах, соглашениях,
  • локальных нормативных актах образовательного учреждения.

Установление системы оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения коллективным договором, соглашением:

  • обеспечивает педагогическим работникам непосредственную возможность влиять на содержание системы оплаты труда.

Установление системы оплаты труда локальным нормативным актом:

  • обеспечивает работодателю (образовательному учреждению) возможность оперативного изменения системы оплаты труда педагогических работников по собственному усмотрению при условии соблюдения требований законодательства и нормативных правовых актов;
  • локальный нормативный акт образовательного учреждения, устанавливающий систему оплаты труда, принимается работодателем с учетом мнения представительного органа педагогических работников образовательного учреждения;
  • утверждение системы оплаты труда локальным нормативным актом позволяет обеспечить совершенствование системы оплаты труда педагогических работников посредством внесения изменений в локальный нормативный акт с учетом мнения представительного органа педагогических работников образовательного учреждения, осуществляемого с соблюдением сравнительно несложных процедурных требований, предусмотренных статьей 372 Трудового кодекса.  

Статья 372 «Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов» Трудового кодекса РФ

Размер оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения

Размер оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения должен определяться:

  • с учетом необходимости обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу,
  • определяемого в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Доведение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных учреждений:

  • до средней заработной платы в соответствующем регионе
  • является целевым средним значением заработной платы по педагогическим работникам и
  • НЕ МОЖЕТ рассматриваться как требование достижения данного значения для КАЖДОГО педагогического работника;
  • достижение высокого уровня заработной платы педагогических работников образовательного учреждения предполагает дифференцирование заработной платы в зависимости от количества, условий, качества труда.

При оценке достижения уровня заработной платы педагогических работников учитываются:

  • все части заработной платы работника, включая стимулирующие выплаты.

При расчете целевого значения «средней заработной платы» педагогических работников используется:

  • показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности),
  • предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. № 973 «О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)».

Какие существуют системы оплаты труда в школах

Какие существуют системы оплаты труда в школах

Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены приказами Минздравсоцразвития РФ N 216н и N 217н . Ставка заработной платы определяется с учетом утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.

2010 N 2075 продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогического работника в зависимости от того, какую должность он занимает и каковы особенности труда на этой должности.

То есть оклады (должностные оклады), ставки по квалификационным уровням рассчитываются на основе дифференциации должностей, включаемых в штатные расписания учреждений.

Дифференциация осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по профессии или специальности.

Отметим: необходимо, чтобы должности отвечали уставным целям учреждений и содержались в разд.

6.4. Внедрение новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях

Примерами таких критериев для педагогических работников дошкольного учреждения могут быть:● достижение воспитанниками более высоких показателей развития в сравнении с предыдущим периодом;● низкий, по сравнению с муниципальным, уровень заболеваемости воспитанников;● эффективность организации предметно-развивающей среды в групповых помещениях, кабинетах, музыкальном и спортивном залах;● организация взаимодействия с семьями воспитанников, отсутствие конфликтных ситуаций;● своевременность и качество оформление документации(план воспитательно-образовательной работы, табель посещаемости воспитанников, табель закаливающих процедур, протоколы родительских собраний и др.);● результативное участие педагога в проведении открытых мероприятий, конкурсах профессионального мастерства;● продуктивное участие в реализации системы методической деятельности ДОУ, создание методических разработок, рекомендаций,

18. Формы и системы оплаты труда: сущность, виды и область их эффективного применения

Когда же премирование производится за улучшение количественных показателей, в качестве условий может выступать соблюдение требований, предъявляемых к качеству или нормам расходования сырья, материалов.

Источник премирования определяет то, откуда следует черпать средства для выполнения такого вознаграждения.

Ясно, что без наличия такого элемента не может существовать система премирования.

В качестве источников могут быть средства, которые создаются достижением показателя, премия (экономия сырья, топливно-энергетических ресурсов), фонд заработной платы, а также часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Размер премии должен быть прямо пропорционален степени трудового участия работника в достижении поощряемого показателя.

Величина премий за каждый показатель в отдельности не должна резко отличаться друг от друга, чтобы не стимулировать улучшение одних показателей за счет ухудшения других.

Новая система оплаты труда в образовании (стр. 1 из 2)

Однако до принятия Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.

реализация указанных законодательных положений в целях регулирования института оплаты труда затруднялась отсутствием соответствующей нормативной базы. Принятие названного закона активизировало деятельность законодательных органов субъектов РФ в сфере разработки новых систем оплаты труда педагогических работников.

С 1 сентября 2007 г. НСОТ введена в более чем 20 субъектах РФ и еще около двух десятков субъектов, в ближайшее время также будут вводить новые системы оплаты труда. Как показывает практика, на данный момент выделяется пять моделей НСОТ, лежащих в основе внедряемых субъектами РФ систем оплаты труда работников образования. №

Также ему необходимо руководствоваться специальными нормативными актами, в которых содержится основная информация о подобных моментах.

Работодатель, нарушивший все установленные правила и требования, будет наказан в соответствии с тем законодательством, которое действует на территории РФ.

Все пункты системы труда в обязательном порядке вносят в трудовой договор, составленный с работниками компании.

Также возможна .Разновидности тарифной системы:

В свою очередь, повременная и сдельная включают свои разновидности.Виды бестарифной формы:

  1. контрактная;
  2. комиссионная.

Какие существуют системы, смотрите в таблице с Классификацией:ТарифнаяСдельнаяПовременнаяБестарифнаяСуществует

Формы и системы оплаты труда

ст.

23 и 132 ТК устанавливают невозможность дискриминации работников при равной квалификации, выработке и качестве работы труда. Не стоит путать понятие «система оплаты» и «форма оплаты» — они не идентичны, хотя в литературе и заменяют друг друга.

Система – это совокупность правил оплаты труда. Форма – это одно из этих правил. Ст. 131 ТК РФ закрепляет две формы, в которых может быть оплачен труд: Денежная – производится в рублях.

Расчет заработной платы работников: пример оплаты в школе и на промышленном предприятии

Другие источники, которые влияют на процедуру, о которой идет речь – положение об оплате труда фирмы, а также штатное расписание компании.Расчет заработной платы работников в России может базироваться на совокупности таких показателей, как тарифы, оклады, количество проведенного времени на работе, сдельные расценки или же величины, отражающие объем произведенной продукции.

Как мы отметили выше, в РФ наиболее распространены две схемы исчисления зарплаты – повременная и сдельная.Особенности первой в том, что человек получает компенсацию за труд, исходя из длительности работы и уровня квалификации. Сдельная труда предполагает, что сотрудник зарабатывает за счет конкретных производственных показателей.

Частные предприятия сами выбирают оптимальную форму начисления трудовых компенсаций.

Но расчет заработной платы работников бюджетной сферы осуществляется на основании правовых актов государственных

Заработная плата.

Формы и системы оплаты труда

В соответствии со ст.129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд, которое зависит от:

  1. сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
  2. квалификации работника,

При этом, к заработной плате относится не только вышеуказанное вознаграждение, но и:

  1. стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии, иные поощрительные выплаты).
  2. компенсационные выплаты*,

*Доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера. В соответствии с положениями ст.135 ТК РФ, системы оплаты труда, включая:

  1. доплат и надбавок
  2. должностных окладов,
  3. тарифных ставок,
  4. Размеры:

Реализация новой системы оплаты труда (НСОТ) учителей (на примере школ города Екатеринбурга)

В виду актуальности темы исследования представляется важнымрассмотрение особенностей новой системы оплаты труда учителям и влияния ее на рост заработной платы педагогов. Недостатки урочно-почасовой системы оплаты труда учителей

«Сохранение столь привычной в рамках ЕТС урочно-почасовой системы оплаты труда учителей есть вещь невозможная, тормозящая, по сути, все прогрессивные тенденции и возможности развития российской школы»

[1].

Определим ключевые негативные аспекты почасовой системы оплаты труда учителей: — «уравниловка» в оплате труда ведет к фактическому дестимулированию качества работы. В урочно-почасовой системе

«помимо экономического стимулирования перегрузки детей, очевидно, что учитель превращается в «часодавателя»

, что существенным образом отражается на качестве преподавания»[2].

— в виду «уравнительных» механизмов оплаты труда у большинства педагогов отсутствует стремление повышать квалификацию, использовать инновационные подходы в своей работе.

Что такое НСОТ?

Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход. При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника.

Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.

НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.

eurekanext

Простая идея – в зависимости от стажа и квалификации установить размеры ставок заработной платы учителя – прижилась и просуществовала пару десятков лет, являясь антикризисной мерой.

Но на что по сути ориентировала учителя такая система оплаты труда?Во-первых, работать в профессии нужно долго (ведь разряд учителя и зарплата за ставку заработной платы напрямую зависели от стажа).

И вроде неплохой посыл – работать учитель в профессии должен долго, оттачивая свое мастерство, а с течением времени растет разряд учителя и его зарплата на ставку.

Но ведь тогда у молодых людей стимул идти в учителя резко снижается:

«Приходи работать учителем сейчас, а более-менее приличную зарплату ты сможешь получать лет через 5–10, как бы хорошо ты ни работал!»

.Во-вторых, учителю необходимо во что бы то ни стало аттестовываться на квалификационную категорию – это позволяет повысить разряд по оплате труда, не дожидаясь, когда «набежит» стаж.

Новая система оплаты труда учителей: какие возможности появились у педагогов?

А надбавка учителю, который удержал своего ученика от антисоциальных поступков? От употребления наркотиков? — Известно, что в конце 90-х — начале 2000 годов в России средний возраст учителя приближался к 50 годам.

Удастся ли, по-вашему, НСОТ привлечь в школу молодых педагогов? Аркадий Иванович — Сейчас со средним возрастом еще хуже.

Насчет привлечения в школу молодых — не уверен, а вот на удержание в школе молодых (ведь многие уходят в первые 2-3 года) НСОТ может повлиять.

— Какие меры нужны для того, чтобы учителю в школе было интересно работать, чтобы он шел на работу с удовольствием? Захар — Первое — освободить от дурацкой отчетности, оставив внешний контроль за «прибавлением» в развитии его учеников.

Второе — послать на реальные, а не формальные курсы повышения квалификации по его запросу.

Расчет заработной платы работников: пример оплаты в школе и на промышленном предприятии

Какие существуют системы оплаты труда в школах

Зарплата наемных сотрудников российских предприятий должна начисляться и уплачиваться соотносительно с критериями, предусмотренными законодательством.

Соответствующие правила регулируют периодичность выплат, определение их размера, а также различные вычеты и удержания.

Каковы наиболее примечательные нюансы законодательства РФ в части расчета и выплаты российскими организациями трудовых компенсаций?

Источники данных для начисления зарплаты

Расчет заработной платы работников предприятия базируется на ряде источников: это могут быть как нормативные акты на уровне законов, так и локальные источники права в организации. Так, при оформлении нового сотрудника на работу обязательно подписывается контракт, соответствующий нормам ТК РФ.

К нему должен прилагаться приказ директора компании, на основании которого оформляется личная карточка сотрудника и осуществляется открытие его персонального банковского счета.

В документе фиксируется то, каким образом должна начисляться зарплата сотрудника (посредством повременной, сдельной или смешанной схемы).

Другие источники, которые влияют на процедуру, о которой идет речь – положение об оплате труда фирмы, а также штатное расписание компании.

Расчет заработной платы работников в России может базироваться на совокупности таких показателей, как тарифы, оклады, количество проведенного времени на работе, сдельные расценки или же величины, отражающие объем произведенной продукции. Как мы отметили выше, в РФ наиболее распространены две схемы исчисления зарплаты – повременная и сдельная.

Особенности первой в том, что человек получает компенсацию за труд, исходя из длительности работы и уровня квалификации.

Сдельная форма оплаты труда предполагает, что сотрудник зарабатывает за счет конкретных производственных показателей. Частные предприятия сами выбирают оптимальную форму начисления трудовых компенсаций.

Но расчет заработной платы работников бюджетной сферы осуществляется на основании правовых актов государственных и муниципальных органов власти.

Есть версия, что в коммерческих предприятиях работодатели склонны в большей степени, чем это делают бюджетные учреждения, включать в структуру зарплаты сдельные показатели. Действительно, расчет заработной платы работников в школе достаточно редко привязан к конкретным показателям эффективности работы преподавателя. Но это вполне объяснимо спецификой труда учителей.

Аналогично, расчет заработной платы работников в детском саду, как правило, также привязан к фиксированным показателям. Вместе с тем многие частные образовательные учреждения все же начинают практиковать элементы исчисления зарплаты, отражающие эффективность работы преподавателей по тем или иным критериям.

Например, это могут быть результаты различных тестов, которые проходят ученики.

Механизмы, в соответствии с которыми осуществляется расчет зарплаты работникам предприятий, образуют собой самостоятельную систему. Согласно 135-й статьи ТК РФ, ее положения должны соответствовать ряду критериев.

Так, формулировки локальных источников норм, которые утверждаются в организации и касаются механизмов оплаты труда, должны фиксироваться с учетом мнения профсоюза.

Также условия оплаты труда, которые определены в контракте между сотрудником и нанимателем, не могут предполагать худшее положение работника, чем оно может быть в случае применения критериев, содержащихся в ТК РФ, иных правовых актах или коллективном трудовом договоре в организации.

Наибольшей юридической силой соотносительно с регулированием трудовых правоотношений обладает федеральное законодательство. Но при формировании системы оплаты труда в компании могут учитываться положения иных правовых актов – указов Президента РФ, постановлений Правительства или отдельных ведомств, входящих в структуру исполнительной ветви власти.

Требования к системе оплаты труда

В системе оплаты труда, неважно в какой сфере происходит расчет заработной платы работников – в торговой организации, в детском саду или школе – должен быть утвержден способ, с помощью которого устанавливается соотношение между такими показателями, как мера труда и величина соответствующего вознаграждения. При этом положения документа не должны противоречить регулирующим нормативно-правовым актам.

Структура системы оплаты труда

На основании зафиксированного в компании способа, о котором идет речь, выстраивается порядок, в рамках которого исчисляется зарплата сотрудников, а также различные ее составляющие элементы.

Система оплаты труда может включать в себя условия по тарифам, окладам, доплатам компенсационного характера, различные бонусы, премии, надбавки, стимулирующие начисления, а также порядок их расчета и выдачи наемным работникам.

Как только предприятие определит механизм, о котором идет речь, он должен быть зафиксирован в коллективном трудовом договоре или в соглашении на уровне отдельной отрасли.

Практика расчетов зарплаты

При сдельной форме оплаты труда на предприятии должны быть предусмотрены механизмы, в рамках которых ведется подсчет соответствующих показателей эффективности работы сотрудников.

Например, данную задачу могут решать бригадиры или менеджеры, подсчитывающие объем произведенной продукции своих подчиненных.

Документально подобные коммуникации могут фиксироваться в нарядах, актах, маршрутных картах.

При повременной схеме, как правило, используются стандартизованные документы для учета рабочего времени, на основе которых осуществляется расчет заработной платы работников. Пример таких источников – форма Т-12. Данный документ утвержден ФЗ №129 «О бухгалтерском учете».

Также на предприятии могут быть внедрены и неофициальные типы форм, адаптированные к производственной специфике конкретной организации. Однако данные из них впоследствии должны переводиться в источники, утвержденные законодательством. Также может осуществляться расчет заработной платы работников в форме 4ФСС.

Данный документ утвержден Фондом социального страхования в 2015 году.

Особенности повременной оплаты

Как на практике в случае с повременной схемой осуществляется расчет заработной платы работников? Пример соответствующей процедуры может выглядеть так.

Предположим, по внутренним документам предприятия ежедневная тарифная ставка по должности сотрудника составляет 800 руб. Пусть в марте он отработал 22 рабочих дня. В этом случае его зарплата составит 17 600 рублей.

Для того чтобы оформить выплату соответствующей компенсации сотруднику на руки, необходимо удержать с указанной суммы 13%, а также заплатить около 30% в государственные фонды – ПФР, ФСС и ФОМС. В итоге человек получит на руки 15 312 р.

, а предприятие заплатит в фонды порядка 5280 рублей.

Сдельная оплата в промышленности

В промышленности распространены сдельные расценки. При их использовании в расчет берутся тарифы соотносительно с выпуском единицы конкретной продукции.

Например, если речь идет о собранных кухонных комбайнах на промышленной линии, то тариф может предполагать оплату 300 р. за один готовый девайс.

Если человек собирает 3 таких устройства за свою смену, а всего в месяце 22 рабочих дня, то его сдельный заработок составит 19800 рублей.

Существует один важный нюанс, касающийся такой процедуры, как расчет заработной платы работников. Пример, рассмотренный нами выше, не учитывает требований ТК РФ в части минимального размера оплаты труда.

Сейчас он составляет 5965 рублей. Данная величина должна быть выплачена сотруднику, работающему на полной ставке, даже если он, условно говоря, не соберет ни одного кухонного комбайна на линии. Таким образом, на практике схема трудовых компенсаций в РФ не может быть в чистом виде сдельной.

Отметим, что расчет заработной платы работников в Москве может предполагать еще большую зависимость трудовых компенсаций от соответствующей фиксированной величины. Дело в том, что в столице РФ установлен намного больший, чем на федеральном уровне, размер минимальной оплаты труда – 15 тысяч рублей.

Расчет заработной платы работников, пример которого мы рассмотрели, предельно упрощен. В зависимости от конкретной сферы деятельности практика исчисления трудовых компенсаций может предполагать учет различных надбавок, премий, бонусов. Например, расчет заработной платы работников образования может зависеть от стажа и квалификации учителей.

Специфика оплаты труда в школах

В частности, в структуре трудовых компенсаций работников школ могут присутствовать следующие критерии:

  • величина должностного оклада;
  • фактическая нагрузка;
  • характеристика школы с точки зрения вредных условий работы;
  • длительность стажа;
  • компенсационные выплаты (например, за проверку тетрадей, руководство классом);
  • расположение региона относительно Крайнего Севера и приравненных к нему территорий;
  • различные повышающие коэффициенты (например, за научную степень, должность, специфику образовательного учреждения).

В итоге зарплаты учителей, выполняющих очень схожую работу, могут сильно различаться.

Вычеты

Важнейший аспект исчисления и выплаты трудовых компенсаций в РФ – применение налоговых вычетов. Законодательством РФ предусмотрено большое количество их разновидностей. Получать налоговые вычеты граждане могут в рамках двух механизмов.

Первый предполагает обращение в ФНС по итогам отчетного периода – как правило, это налоговый год – с тем, чтобы вернуть в установленных законом размерах НДФЛ, перечисленный государству. Но есть и второй механизм.

Он предполагает, что работодатель в силу положений закона может не отчислять с зарплаты сотрудника НДФЛ в пределах установленных величин в течение определенного срока.

Расчет зарплаты с вычетами

Рассмотрим пример. Человек, работающий в ЗАО «Товарищ Молотобоец», купил квартиру за 1,5 млн. рублей. В соответствии с законом, он может вернуть 13% с этой суммы, то есть 195 тысяч рублей. Выплата данного типа компенсации осуществляется в соотнесении с доходами гражданина – предположим, что это только зарплата.

Допустим, что человек зарабатывает 30 000 р. в месяц. Если это так, то организация, которая осуществляет расчет заработной платы работников – ЗАО «Товарищ Молотобоец», должна в общем случае удерживать с оклада 13%, в рассматриваемом примере – это 3900 рублей.

Но так как человек имеет право на налоговый вычет, то данная сумма в законном порядке может не удерживаться работодателем.

Сколько месяцев подряд сотрудник может получать зарплату без отчислений сборов в казну? Делим 195 тысяч на 3900, получается – 50 месяцев.

Правда, человеку каждый год необходимо в установленном законом порядке подтверждать в ФНС свое право на вычет.

Если он уволится и перейдет работать в другую организацию, то соответствующий вычет необходимо будет оформить снова в связи со сменой места работы.

Также можно отметить, что налоговый вычет, связанный с покупкой квартиры, может оформляться и после истечения налогового периода – то есть единовременно, исходя из установленных законом предельных сумм и перечисленных работодателем отчислений в виде НДФЛ с зарплаты сотрудника. Многим гражданам такой вариант видится предпочтительнее.

Не считая компенсаций, связанных с покупкой квартиры, предусмотрены и иные формы налоговых преференций для наемных сотрудников: стандартные вычеты, те, что оформляются за детей, а также выплаты, связанные с возмещением части расходов на лечение или учебу. При расчете зарплаты они также учитываются, но при условии, что гражданин подтвердил право на соответствующие компенсации.

Удержания

Другой значимый компонент формулы исчисления зарплаты наемных сотрудников – удержания.

Они могут быть связаны, к примеру, с необходимостью выплат наемным работником алиментов, штрафов и иных сумм в соответствии с исполнительными листами.

Многие организации могут давать своим работникам займы на льготных условиях – в этом случае их возврат чаще всего также осуществляется в виде удержаний.

Сроки выплаты трудовых компенсаций

В соответствии с трудовым законодательством РФ зарплата наемным сотрудникам должна выплачиваться не реже, чем 2 раза в месяц.

Если осуществляется расчет заработной платы работников в ООО, принадлежащем частным лицам, то конкретные интервалы между выплатами устанавливает сама организация.

В случае с бюджетной сферой – соответствующие сроки определяются в государственных или муниципальных правовых актах.

В подобных источниках права может определяться периодичность, с которой осуществляется расчет заработной платы работников образования, чиновников, сотрудников госучреждений, решающих задачи в иных сферах.

Если работодатель задержит перевод денежных средств, то сотрудники имеют право на компенсацию, соответствующую 1/300 от ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, за каждый день задержки перечисления зарплаты.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.