+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Ликвидация белых слобод

Ликвидация белых слобод

Ликвидация белых слобод

Многие поселения возникали на вновь освоенных землях, поэтому большая часть жителей таких слобод были белыми (слободскими) казаками.Освобождение не было полным, оно носило характер, который зависел от времени и места.

В начале XVI века слободских жителей, проживающих на землях феодалов, освобождали от воинских повинностей и податей. Это был своего рода стимул за защиту населенного пункта от врагов, а на новых землях — компенсацией за переселение.

С XVII века льготы были отменены.

Слободы превратились в простые села, а в городах стали районами.

В сельской местности слободами назывались крупные села, в которых было более одной церкви, предприятие, ярмарка, а также волостное правление. В них проживали крестьяне, которые не пахали, а занимались ремеслом. Понятие черная и белая слобода появились большей частью в городах.

Какое значение имела ликвидация белых слобод

Белая слобода-это земли светских и духовных землевладельцев,освобождённых от повинностей и уплаты всех налогов в казну.Все проживающие в этих слободах,так же были освобождены от всех налогов -тягла.

Налоговое тягло ложилось на всех остальных посадских людей двойным бременем,а население «белых слобод» увеличивалось,что вызывало недовольство и протесты промышленников,купцов,торговцев и всего «чёрного» рабочего люда.Требования посадских людей были удовлетворены Соборным Уложением в 1649 году,ликвидировав все «белые слободы» и приписав всех людей к посадам.

Ликвидация имела значение:главное-для государственной казны,чем больше налогов от большего количества людей,тем больше пополнялась казна,тем более,что многие переселялись в «белые» земли хитростью,для ухода от тягла,чем наносили ущерб казне,второе значение -равноправие перед налоговым обложением,все промышленники,торговцы,купцы оказались в равном положении и не стало липовых преимуществ у одних и двойного бремени у других,что было важно для исторического развития ремёсел и земледелия,а третье-прекратились народные волнения и восстания против «белых слобод»,что укрепляло царскую власть.

Народные движения “Бунташного века” (таблица и тест)

Удобная навигация по статье: Дата исторического события Место восстания Причины восстания Участники восстания Итоги восстания 1648 Соляной бунт Курск, Воронеж, Москва 1. Усиление налогового гнета со стороны государства. Введение пошлины на соль 2. Недовольство некоторыми представителями власти (Морозов, Плещеев) Горожане, стрельцы, крестьяне 1.

Казнь бунтовщиками части боярства 2. Соборное уложение 1649 г.: ликвидация «белых слобод» 1662 Медный бунт Москва 1.

Усиление налогового гнета со стороны государства 2.

Церковные реформы патриарха Никона 2.

Жесткие меры по проведению церковных преобразований 3. Представление народа о «старой вере» как истинно православной Монахи, крестьяне Дальнейшее противостояние в стране приверженцев старой веры (старообрядцев) и официальной церкви 1660−80-е гг.

Восстания местного на- селения У якутов, эвенков, народов Западной Сибири Произвол царских воевод по отношению к новым подданным России, усиление феодального гнета Население Сибири Дальнейшее укрепление позиций русского государства на Востоке Проверь себя!

Исторический тест по теме “Бунташный век”

Ликвидация “белых слобод” (по “Соборному уложен

Но затем крепостное право стало напоминать холопство, так как крестьяне стали прикрепляться не к земле, а к личности помещика, который получил право отчуждать своих крепостных крестьян (продавать, закладывать, дарить и др.).

крестьяне были окончательно прикреплены к земле, а не к личности помещика. В отношении посадского населения наиболее важным было то, что Соборное Уложение 1649 г.

упраздняло «белые» слободы, т. е. городские территории освобожденные от налогообложения. Продолжается процесс социальной дифференциации посадского (городского) населения.

В самом привилегированном положении были

Соборное уложение 1649

Источники Соборного Уложения. и система Уложения. Значение и его новые идеи. Завершение юридического оформления крепостничества.

Разработка феодального законодательства России.курсовая работа [42,3 K], добавлен 24.11.2003 Москва эпохи первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича, ликвидация наследия Смутного времени.

Программа реформ, предложенная Стоглавым собором.

Соборное уложение 1649

Ликвидация белых слобод

Соборное уложение 1649, Уложение царя Алексея Михайловича, кодекс законов Русского государства, принятый Земским собором 1648-49.

Самой существенной мерой правительства Алексея Михайловича явилась новая кодификация законов – издание Уложения 1649 г., которое заменило устаревший Судебник Ивана Грозного от 1550 г.

16 июля 1648 г.

царь, Боярская Дума и Священный Собор, «боязни ради и междоусобия о всех черных людей», приговорили создать комиссию из 5 бояр (бояр князей Одоевского и Прозоровского, окольничих – князя Волконского, дьяков Леонтьева и Грибоедова) для составления проекта сборника законов. К 1 сентября 1648 г. в столицу были вызваны выборные от «всех людей» Московского государства для обсуждения и утверждения Уложения законов.

СОДЕРЖАНИЕ УЛОЖЕНИЯ

В ходе работы Земского Собора 1648-1649 гг. первоначальный проект был значительно изменен с учетом челобитных, которые привезли с собой выборные. Потом зачитали окончательный текст Уложения и все участники Собора поставили под ним подписи.

1. Соборное Уложение трактовало царскую власть как власть помазанника Божьего на земле.

Впервые было определено понятие государственного преступления. Таковыми были все деяния, направленные против власти, здоровья, чести царя и его семьи. За все полагалась смертная казнь: лишь за действия, наносившие нечаянный урон царскому авторитету, например, за описки в титуле или имени государя, могли выдрать кнутом или длинными палками (батогами) или сослать на вечное житие в Сибирь.

Каждый житель Московского царства, узнав о замышлениях против царя, обязан был донести. Для этого достаточно было крикнуть на улице: «Государево Слово и Дело!» Власти немедленно открывали следствие.

2. Особо охранялось и государево хозяйство. За кражу царского добра, «царской пшеницы», ловлю рыбы в царском пруду и т.д. назначалась смертная казнь.

3. Строго карались преступления против церкви и патриарха. «Если кто-либо, – говорилось в Уложении, – начнет в церкви произносить непристойные речи священнику, того подвергнуть торговой казни», – высечь на торгу. За «хулу на Бога и крест» предписывалось сожжение.

4. Многие статьи регулировали отношения населения и местных властей. Неповиновение простых людей каралось, но также назначались наказания для воевод и прочих чиновников за вымогательства, взятки и прочие злоупотребления.

5. Уложение регулировало служебные обязанности и землевладельческие права дворян и детей боярских. Фиксировался старый обычай. Однако в отношении владельческих крестьян было провозглашено новое.

6. С начала XVII в. служилые люди по отечеству домогались бессрочного сыска беглых своих крестьян.

Боясь запустения центральных уездов и ослабления войска, еще Михаил Романов пошел навстречу дворянским челобитным. В 1637 г. увеличили срок сыска с 5 до 9 лет. В 1641 г.

урочные лета были продлены до 10 лет для поиска бежавших крестьян и до 15 лет для поиска крестьян, вывезенных другими помещиками.

Уложение 1649 г. разрешало владельцам искать крестьян вечно, без ограничения срока и возвращать их в поместья.Был сделан последний шаг к установлению в России крепостного права.

Нигде теперь в центре страны не мог найти укрытия беглый человек, чтобы переждать урочные лета. Урочные лета, как в свое время Юрьев день, канули в лету. (Правда, еще действовал обычай – «с Дону выдачи нет».

Можно было скрыться в Сибири и на других дальних окраинах, откуда ни правительство, ни хозяева не имели возможности вернуть беглеца).

7. Уложение ограничило источники полного холопства. Обельным (полным) холопом признавали лишь холопа по рождению. Остальные холопы являлись временными, служили по кабале (по договору или отрабатывая долг). Превратить кабального холопа в обельного (полного) стало невозможно.

Власти надеялись, что теперь недовольство превращаемых в полные холопы должников спадет. Прекратится и превращение в рабов разорившихся служилых людей.

8. Московское восстание 1648 г. и ряд других городских мятежей заставил прислушаться к голосу посада. Черный посад негодовал на «конкурентов» – беломестцев, жителей слобод, принадлежащих монастырям и частным лицам. Они ремесленничали, торговали в городе, но тягот и расходов не несли.

Черные тяглецы закладывали свое имущество хозяевам белых слобод, становились беломестцами, а их долю тягла приходилось раскладывать между оставшимися черными посадскими людьми.

Уложение переписало всех беломестцев в черный посад, обложило тяглом, а частным лицам и монастырям впредь было запрещено иметь в городе посадские дворы и лавки.

Борясь с бегством горожан, Уложение навеки прикрепило горожан к посаду. Закон 1658 г. за бегство с посада требовал смертной казни.

8. Интересы богатых горожан – торговых людей, гостей (купцов), Уложение защищало тем, что были объявлены суровые наказания за посягательство на их добро, честь и жизнь.

«ПОТРЕБНОСТЬ В ЧЕМ-ТО НОВОМ»

В целом Уложение подвело итог развитию России в середине XVII в. Кроме того, оно явилось базой для дальнейшего развития российского законодательства. Как заметил В.О. Ключевский, «завершая собою законодательную работу прежнего времени, Уложение послужило исходным моментом для дальнейшей законодательной деятельности.

Недостатки его стали чувствоваться скоро по вступлении его в действие. Его дополняли и исправляли по частям новоуказные статьи, служившие прямым его продолжением: таковы статьи о татебных, разбойных и убийственных делах 1669 г., о поместьях и вотчинах 1676 – 1677 гг. и др.

Этот детальный, часто мелочный пересмотр отдельных статей Уложения, исполненный колебаний, то отменявший, то восстановлявший отдельные узаконения свода 1649 г.

, очень любопытен как отражение момента московской государственной жизни, когда ее руководителями начало овладевать сомнение в пригодности норм права и приемов управления, в добротность которых так веровали, и они конфузливо стали чувствовать потребность в чем-то новом, недоморощенном, «еуропском».

В.О. Ключевский

Белые слободы ликвидация

Ликвидация белых слобод

В с.XVII в. окончательно оформилось крепостное право. Процесс его становления шёл с 1580-х, когда были введены заповедные лета. 24 НЯ 1597 был установлен пятилетний сыск беглых (т.н. урочные лета).

В 1607 Василий Шуйский увеличил его срок до 15 лет. Но в обстановке Смуты это продление не удалось реализовать. В течение практически всего царствования Михаила Фёдоровича Романова сохранялся пятилетний сыск.

Служилые люди упорно добивались отмены урочных лет и установления бессрочного сыска.

Однако правительство не шло на это, опасаясь недовольства крестьян. К тому же увеличение продолжительности сыска было невыгодно крупным землевладельцам, в вотчинах которых нередко укрывались беглые. Лишь в 1645 был установлен десятилетний сыск. Однако Соляной бунт 1 ИН 1648-3 ИН 1648 напугал правительство и вынудил его принять требования дворянства.

По Соборному уложению 1649 урочные лета были отменены, сыск стал бессрочным. Укрывательство беглых теперь каралось штрафами. Беглого, вступившего в брак, возвращали прежнему владельцу со всей семьёй, даже если др.супруг был до этого свободным или принадлежал другому хозяину. Имущество крестьянина признавалось собственностью помещика и могло, напр.

, продаваться для оплаты его долгов.

А.Олеарий. Московские улицы. 1643 г.

Крепостные не могли отныне свободно распоряжаться собой: они потеряли право поступать в холопство. Всё это означало окончательное установление в России крепостного права. Ещё более строгие наказания предусматривались для беглых черносошных и дворцовых крестьян, а также для их укрывателей.

Это объяснялось повышенной заботой об уплате государственных податей — тягла. Уложение 1649 фактически закрепостило и посадских людей, прикрепив их к местам проживания. Одним из лозунгов восстания 1648 была ликвидация белых слободремесленных поселений вокруг города, принадлежавших светским феодалам или церкви.

Ремесленники из белых слобод не несли тягла.

А.Васнецов. Уличная решетка. Ночь

Поскольку сумма его с посада оставалась постоянной, то переход каждого тяглеца в белые слободы означал увеличение податей для каждого посадского человека.

Уложение 1649 учло требования посадских людей и включило белые слободы в разряд, подлежавший обложению тяглом, запретило посадским людям впредь покидать свои общины, поступая в холопы и даже переходя в др.посады. Беглых посадских предписано было сыскивать и возвращать на старые места.

Их укрывательство жестоко каралось. Парадоксальность ситуации состояла в том, что посады фактически сами добились своего закрепощения.

history.syktnet.ru

Соборное уложение 1649 г.: общая характеристика, правовое положение сословий

Соборное Уложение — крупнейший памятник средневекового права России. Оно представляет собой, по существу, свод законов России 17 в.

причинами создания Соборного Уложения послужили

  • обострение классовых и сословных противоречий.
  • надвигающемся переходе от сословно — представительной монархии к абсолютизму
  • усиливается стремление правительства подвергнуть правовой регламентации как можно больше сторон и явлений общественной и государственной жизни.
  • Для выработки проекта Уложения была создана специальная к миссия (по тем временам — приказ) во главе с князем И. Одоевским.

    Значение

    Соборное Уложение 1649 года явилось новым этапом в развитии юридической техники.

    1. Оно стало первым печатным памятником русского права.
    2. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством.
    3. Соборное Уложение подвело итог длительному развитию русского права

    Особенности

    • Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства.
    • Главы Соборного Уложения делятся на статьи, выделяющие специфический сюжет нормирования
    • В нем уже нет архаизмов, свойственных Русской Правде и даже судебникам,
    • Уложение еще не засорено той массой иностранных слов и терминов, которые внес в законы Петр

    Разряды крестьян, их правовое положение.

    Глава XI Уложения (Cтр. 112) — одна из важнейших в окончание процесса закрепощения крестьян.

    Первым значительным мероприятием, направленным на массовое прикрепление крестьян к земле, явилось введение Юрьева дня Судебником 1497 года. Около 1580 года вводятся заповедные лета.

    Ими отменялось право перехода от феодала к феодалу и в Юрьев день для основной массы крестьян.

    Читайте так же:  Складывать полномочия это

    Чтобы упорядочить сыск беглых крестьян и споры между феодалами о них, в 1597 г. издается указ об урочных летах, устанавливающий 5 летнюю давность сыска беглых.

    Оно отменило урочные лета, устанавливая тем самым, что беглых крестьян можно искать и возвращать без какого — либо ограничения в сроках. Название главы отражает основную идею ее содержании. Она не регламентирует правовой статус крестьян, а посвящена судебным спорам феодалов о них.

    Крестьянин по своему положению приближается к холопу. В ряде стая гл. XI (13, 33,) крестьяне упоминаются наряду с холопами.

    Ст. 1 отменяет урочные лета. Бежавшие до издания Судебника крестьяне теперь возвращаются сов сем имуществом (животом). Наряду с крестьянами в статье упоминаются бобыли. Это обедневшие крестьяне. Они были свободны от государственного тягла и обычно работали только на своего господина.

    Ст. 9. В ней в наиболее общей форме проводится принцип окончательного закрепощения крестьян. Вводится также запрет принимать и держать у себя беглых крестьян.

    Ст. 10 регламентирует ответственность за прием беглых крестьян. устанавливается судебный порядок разрешения споров о возвращении крестьян. Сами крестьяне при этом являются не объектом, а предметом спора.

    Ст. 13 — в ней проявляется бесправие крестьянской семьи — феодалу разрешалось разлучать родителей и детей.

    С. 33 — побег за границу не освобождает крестьянина от крепостной зависимости.

    3. Состав посадского населения, ликвидация белых слобод.

    К середине 17 в. окончательно сложилась сословная группа, получившая общее название посадские люди. Это было население, жившее в городах на государевой земле и несшее определенные повинности в пользу государства. На посадских людей возлагалось и исполнение различных тяглых служб: подводная повинность и т. д.

    Среди городского населения довольно большой процент составляли служивые люди по прибору — (стрельцы, казаки, пушкари).

    Значительная часть дворов и населения находилась на землях, принадлежащих не государству, а феодалам. Население этих земель также освобождалось от посадского тягла и в связи с этим называлось «белым».

    «Белые слободы» постоянно пополнялись за счет населения посада, стремящегося уйти о городских податей. Это приводило к постоянным конфликтам в городах, поскольку посадские люди требовали слободчиков в посад.

    Ст. 1. В ней говорится об очень важной реформе, проведенной относительно «белых слобод». Принадлежащие светским и духовным феодалам слободы переходили в посад бесповоротно. Все торговые и ремесленные люди должны были платить государственные подати. Исключение составили вечно кабальные люди, а также дворцовые люди патриарха.

    Ст. 2 говорит о том, что обязательным признаком посадского человека является занятие ремеслом и торговлей. Такой человек обязан жить на посаде бесповоротно и нести государево тягло.

    Ст. 5. Во — первых говорит о ликвидации «белых слобод».

    Во — вторых, о живущих в пригородах пашенных крестьянах.

    history-konspect.org

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

    Соборное Уложение 1649 года — первый печатный памятник русского права. Начало XVII столетия — политический и экономический упадок России. Разработка, принятие, источники и общее содержание Соборного Уложения 1649 года. Система преступлений и наказаний.

    курсовая работа [33,8 K], добавлен 02.06.2011

    Направления российской и советской историографии истории земских соборов. Историческое значение Соборного Уложения 1649 года, точки зрения отечественных историков на историю его возникновения и содержание. Историко-правовой анализ отдельных положений.

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.