+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Международно правовой статус космических экипажей и космонавтов

Содержание

zakondostatka.ru

Международно правовой статус космических экипажей и космонавтов

детально изложены ст. 1, 2, 3, 4 Договора 1968 г. о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. Под космонавтом понимается человек, совершающий полет в космическом пространстве.

В Договоре 1967 г. о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая луну и другие небесные тела, космонавт (на Западе используется более узкий термин — астронавт, то есть летящий к звездам) рассматривается как посланец человечества в космос. Это не мешает ему полностью и в любых ситуациях сохранять национальный статус.

Столь же национальна и ответственность космонавта за деятельность в космосе. Другими словами, он изъят из-под действия иностранной или международной юрисдикции.

По нормам международного права космонавтам необходимо оказывать всяческую

Правовой статус космонавтов

В соответствии с положениями Договора 1967 г. и Соглашения о спасании космонавтов 1968 г. государства рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и должны оказывать им всемерную помощь.

Принцип неприсвоения космического пространства не исключает осуществления суверенных прав государства в отношении своих граждан и космических аппаратов, находящихся в космическом пространстве. О планируемом посещении объекта государство его регистрации должно быть заблаговременно извещено.

В случае аварии или вынужденной посадки космического корабля, зарегистрированного

Правовой статус космонавтов и космических объектов

Вид реферат Язык русский Дата добавления 04.03.2016 Размер файла 18,8 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/ Введение 1. Понятие, источники международного космического права 2.

Правовой режим космического пространства, естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов 3.

Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космическом пространстве Заключение Список использованной литературы Введение С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества.

Согласно Договору ООП по космосу, космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос. Они имеют право на помощь государств – участников Договора в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории иностранного государства или в открытом море.

Космонавты имеют право свободно передвигаться по поверхности Луны и других небесных тел. Продолжает обсуждаться на доктринальном уровне проблема правового статуса интернациональных экипажей. В 1990 г. юристы России, США и ФРГ разработали проект конвенции о пилотируемых космических полетах.

Согласно проекту термин «экипаж» применяется к лицам, осуществляющим в космосе профессиональную деятельность.

51. Международно-правовой статус космонавтов

.Космонавт — это лицо, участвовавшее или участвующее в космическом полете в качестве командира космического корабля или члена его экипажа.

В США космонавтов называют астронавтами. Космонавты выполняют задачи по исследованию и использованию космического пространства как в процессе космического полета, так и при посадке на небесных телах.

Правовой статус космонавтов (членов экипажа космического корабля) определен Договором по космосу, Соглашением о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (далее — Соглашение о спасении космонавтов), а также национальным космическим законодательством.

В соответствии с этими актами космонавты являются «посланцами человечества в космос».

Космонавты являются гражданами конкретного государства.Как отмечается

Правовой режим небесных тел и космических объектов, правовой статус космонавтов

В состав Солнечной системы помимо Луны и ближайших планет входит несколько тысяч астероидов, комет и множество мелких метеоритных тел.

И хотя физическая природа этих естественных космических объектов различна, в международном космическом праве утвердилось понятие небесных тел. По Соглашению о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

Важными элементами международно-правового режима Луны и других небесных тел являются положения об их использовании исключительно в мирных целях.

Международное космическое право рассматривает

Правовой статус космических объектов

Космическими объектами являются искусственные спутники Земли, космические станции, космические корабли многоразового использования, космические ракеты, транспортные космические системы, размещенные на Луне и других небесных телах или в их недрах, космические аппараты, оборудование, установки, станции, сооружения, в том числе обитаемые станции. Составные части космического объекта, средство его доставки, его части считаются отдельными космическими объектами. Всякая космическая система состоит из собственно космического сегмента и наземного сегмента (аппаратура управления космическим сегментом, слежения за ним и передачи или приема информации).

Правовой статус наземного сегмента определяется национальным законодательством государства, под юрисдикцией которого он находится. Исключение могут составить морские платформы для космических запусков из акваторий открытого моря. Правовой статус

Международное право.

Особенная часть

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Космонавт — это лицо, участвовавшее или участвующее в космическом полете в качестве командира космического корабля или члена его экипажа. В США космонавтов называют астронавтами.

Космонавты выполняют задачи по исследованию и использованию космического пространства как в процессе космического полета, так и при посадке на небесных телах.

Правовой статус космонавтов (членов экипажа космического корабля) определен Договором по космосу, Соглашением о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (далее — Соглашение о спасении космонавтов), а также национальным космическим законодательством. В соответствии с этими актами космонавты являются «посланцами человечества в космос».

Но они не обладают наднациональным статусом.

Международно правовой статус космических экипажей и космонавтов

Международно правовой статус космических экипажей и космонавтов

Некоторые особенности прав и обязанностей членов экипажа установлены Межправительственным соглашением по международной космической станции (1998 г.). Эти права и обязанности обусловлены функциями членов экипажа, а также стандартами и критериями станции.

Общим требованием при этом выступает требование использовать станцию эффективным и безопасным для жизни и здоровья членов экипажа образом. Ряд требований зафиксирован также в Кодексе поведения космонавтов.

В соответствии с ним каждый член экипажа станции должен отвечать сертификационным критериям космонавта, медицинским и другим стандартам. Он обязан пройти базовые тренировки и получить соответствующий сертификат. Соглашение о спасении космонавтов касается их правового статуса в контексте обязанностей государств оказывать им помощь в случае аварии или иного бедствия.

Страны согласились в том, что при получении ими сведений, что экипаж космического

79. правовой статус космических объектов и космонавтов

Государства также обязаны информировать Генерального секретаря ООН о случаях обнаружения космических объектов и в кратчайшие сроки возвращать их государству – владельцу космических объектов.

Лица, получившие или желающие получить Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна 1. Понятие, правовой статус Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти.

4.Статус космонавта и космических аппаратов

Космонавт — это лицо, участвовавшее или участвующее в космическом полете в качестве командира космического корабля или члена его экипажа.

В соответствии с этими актами космонавты являются «посланцами человечества в космос».

Но они не обладают наднациональным статусом. Космонавты являются гражданами конкретного государства.

Как отмечается в Договоре по космосу, государство, в регистр которого занесен

51.

Международно-правовой статус космонавтов

Некоторые особенности прав и обязанностей членов экипажа установлены Межправительственным соглашением по международной космической станции (1998 г.). Эти права и обязанности обусловлены функциями членов экипажа, а также стандартами и критериями станции.

Общим требованием при этом выступает требование использовать станцию эффективным и безопасным для жизни и здоровья членов экипажа образом.

Страны согласились в том, что при получении ими сведений, что экипаж космического

Правовой статус космонавтов в международном праве (стр. 4 из 7)

Космические объекты или их части, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.

кв.км. С повышением веса груза и общего веса космических объектов с учетом топлива для выхода на орбиту — «Шаттл» способен доставлять в космос до 30 т груза, планируемая для полета на Марс в будущем десятилетии станция будет весить примерно 700 т — площадь, подвергающаяся загрязнению, будет увеличиваться.

Однако право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, ценности любого характера, включая объекты интеллектуальной собственности, может принадлежать нескольким государствам или международной организации, а также в соответствии с нормами отрасли контролируемым государствами физическим и юридическим лицам.

Международное космическое право

Международно правовой статус космических экипажей и космонавтов

Космическое право – отрасль международного права, представляющая собой совокупность правовых норм и принципов, направленных на регулирование использование космического пространства, правовой статус космических объектов и космонавтов.

Космическое пространство – пространство за пределами воздушной сферы Земли.

  • Суверенные государства;
  • Международные межправительственные организации;
  • Международное право допускает осуществление космической деятельности юридическими лицами, но при этом они все же не являются субъектами космического права, так как их деятельность строго регулируется государствами.
  • Космическое пространство;
  • Небесные тела;
  • Искусственные космические объекты;
  • Космонавты;
  • Результаты практической космической деятельности.
  • Устав ООН;
  • Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; и др.

Космическое пространство – пространство за пределами воздушной сферы Земли.

Согласно международным договорам использование космического пространства и небесных тел должно осуществляться только в мирных целях и в интересах всего человечества:

  • На космическое пространство, небесные тела, включая Луну не может распространяться суверенитет отдельных государств;
  • Участники космической деятельности руководствуются принципами сотрудничества и взаимопомощи при исследовании космического пространства, небесных тел и осуществлении практической деятельности в космосе;
  • При осуществлении космической деятельности государства участники информируют Генерального секретаря ООН, общественность и международное сообщество о своей деятельности связанной с использованием и исследованием Луны (о времени запуска, о продолжительности исследований, о деятельности). При осуществлении исследований на Луне государства участники могут собирать образцы минеральных веществ и вывозить их. Государства могут осуществлять исследовательскую деятельность Луны в любом месте на ее территории (передвижение не ограничено);
  • Вместе с тем государства сохраняют право собственности на космические объекты и объекты, сооруженные на небесных телах;
  • Также запрещается выводить на орбиту Земли и в Космическое пространство любые виды оружия массового уничтожения и устанавливать такое оружие на небесных телах. Запрещается создание на Луне и других небесных телах Военных баз, испытания любых типов оружия.

Международно-правовой режим космических объектов. Правовое положение космонавтов

Государство, за которым зарегистрирован космический объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и его экипажем.

Конвенция о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 требует от государства регистрации:

  • внесения космического объекта в национальный регистр и в реестр Генерального секретаря ООН;
  • нанесения маркировки, по которой в дальнейшем может быть произведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации.

Космонавты рассматриваются как посланники человечества в космосе и им оказывается помощь при аварии, бедствии или вынужденной посадке на территории государства приземления, а также возвращать космонавтов в государство их гражданства.

Особенности международно-правовой ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам

Государства несут абсолютную международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве и небесных телах, включая Луну.  Если запуск космического объекта производился совместно двумя и более государствами, они несут солидарную ответственность за любой причиненный таким объектом ущерб.

В случае причинения ущерба, государство его причинившее должно полностью выплатить компенсацию за причиненный ущерб его космическим объектом другим космическим объектам или поверхности Земли.

Если одним космическим объектом причиняется ущерб другому космическому объекту, то ответственность несет тот субъект, по вине которого это произошло.

Во всех случаях солидарной ответственности бремя компенсации за ущерб распределяется между двумя запускающими государствами соразмерно степени их вины.

Ответственность реализуется с помощью претензии. Претензия о компенсации за ущерб предъявляется запускающему государству по дипломатическим каналам. Если между государствами нет дипломатических отношений, претензия может быть предъявлена с помощью третьего государства или через Генерального Секретаря ООН.

По общему правилу, претензия должна быть предъявлена в течение одного года с даты причинения ущерба или установления ответственного (запускающего) государства. В некоторых случаях допускается заявление претензии в течение года с даты, когда потерпевшему государству стало известно о причиненном ему ущербе.

Правовой статус космонавтов в международном праве

Международно правовой статус космических экипажей и космонавтов

     организация должна официально заявить о принятии ею обязательств по данной Конвенции;

     большинство членов организации должны быть участниками Договора по космосу 1967 г.;

     организация должна осуществлять космическую деятельность.

     Международное космическое право не исключает возможности осуществления космической деятельности и неправительственными организациями (юридическими лицами).

     Однако предприятия не становятся субъектами международного космического права, поскольку не вправе принимать непосредственное участие в создании норм этого права.

Подписываемые крупными корпорациями контракты с государствами не являются международными договорами, а представляют собой соглашения гражданско-правового характера.

Космическая деятельность данными субъектами осуществляется “с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства”, которое несет ответственность за деятельность таких юридических лиц.

     В международном космическом праве сложились следующие отраслевые принципы: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; ответственность государств за космическую деятельность; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел; ненанесение ущерба космическому пространству и небесным телам и др7.

2.2 Объекты международного космического права

 

     Объектом международного космического нрава в самом общем смысле слова являются правомерные космические отношения, возникающие между государствами и создаваемыми ими межгосударственными космическими организациями. Для уточнения видов таких отношений и их дифференциации возможно использование в известной мере условного понятия предмета отношения как несущего более конкретную информацию.

     В качестве материальных объектов (предметов) можно рассматривать то, что предполагает возникновение космических правоотношений, и в первую очередь, как указывалось ранее, само космическое пространство, его уникальные особенности или, условно говоря, “процессы” – невесомость, солнечный ветер, наличие таких геопозиций, которые дают особые преимущества расположенным на них КА и ИСЗ, как геостационарная орбита (ГСО).

     Следующая группа объектов представлена широким спектром естественных небесных тел. Доктрина выделяет в первую очередь те из них, которые не заселены другими цивилизациями. Со своей стороны земляне неоднократно отправляли в дальний космос послания к другим цивилизациям и активно участвуют в поисках их сигналов.

Среди этой группы, но уже по другим критериям, следует выделить как тела, имеющие постоянные орбиты, так и не имеющие таковых; тела, относимые наукой к категории “внеземных материалов”, достигающие Земли естественным путем, – астероиды, метеоры, метеориты и принадлежащие государствам, на территории которых они обнаружены8.

     Правовой статус последних, включая так называемые процессы, определяется только императивными нормами отрасли и нуждается в конкретном правовом регулировании.

     Особый вид объекта (предмета) космических отношений представляют искусственные небесные тела, или, следуя более приближенному к нам, но весьма условному определению, – космические объекты.

В этой категории находятся непилотируемые и пилотируемые космические аппараты, обитаемые и необитаемые орбитальные станции, станции и базы на Луне и естественных небесных телах.

По генеральному для этой группы объектов признаку – антропогенному происхождению – сюда следует включить все то, что объединяется этим понятием, т.е.

и космический мусор – бездействующие спутники или их части, другие объекты антропогенной деятельности в космосе, представляющие опасность и наносящие ущерб космической среде. По данным научно-технического подкомитета Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по космосу, в настоящее время вокруг Земли обращается более 10 тыс.

объектов, поддающихся наблюдению, и примерно 100 – 150 тыс. таких, которые не могут быть обнаружены существующими ныне средствами; 20% из них являются нефункционирующими спутниками или их частями, остальные – осколками, несущимися в пространстве со средней скоростью 10 км/с. В октябре 1999 г. МКС пришлось маневрировать на орбите из-за угрозы столкновения с отработавшим разгонным блоком американской ракеты-носителя “Пегасус”.

     К объектам международного космического права следовало бы отнести также ряд наземных объектов, без которых невозможна космическая деятельность: оборудование для запуска, стационарные и передвижные платформы для запуска, в роли которых в практике России выступила подводная лодка в Арктике, центры управления полетами, ангары для хранения и ремонта космической техники. Однако правовое решение вопросов статуса перечисленных объектов отсутствует.

2.3 Субъекты международного космического права

 

     Субъектом международного космического права, с учетом общих положений международного права, являются государства и образованные ими международные межгосударственные организации, однако основные характеристики космической деятельности, осуществляемой, во-первых, на территории с особым международным режимом и, во-вторых, в особо опасных условиях, определяют следующие дополнительные

     Ежедневно на территорию Земли выпадает до 6 т метеоритов и метеоритной пыли. В России сбором “космического грунта” занимается Комитет по метеоритам. Присвоение метеоритов частными лицами, именуемое “метеоритным пиратством”, преследуется государством.

     Признаки круга субъектов отрасли: признание государства субъектом отрасли не зависит от его реального участия в космической деятельности; международные космические организации принято считать субъектами отрасли тогда, когда в дополнение к общепризнанным характеристикам большая часть их государств-членов является участниками “космического пакета” документов.

Таким образом, нормы космического права адресованы двум основным группам субъектов – государствам и созданным ими организациям. Государства, реально занимающиеся космической деятельностью, соответственно степени участия и особенностям правового статуса, подразделяются на так называемые “запускающие” государства и государства регистрации.

Космический объект независимо от его вида вносится в национальный регистр и ведущийся с 1961 г. Реестр Генерального секретаря ООН.

Правовые последствия этого действия выражаются в том, что юрисдикция государства регистрации относительно космического объекта и его экипажа сохраняется на весь период времени от взлета до возвращения на Землю, включая пролет через воздушное пространство третьих государств.

“Запускающее” государство, в том числе участвующее в запуске как член международной организации (например, по Соглашению о создании МКС каждое европейское государство – член Евросоюза и соответственно – ЕКА), рассматривается как европейский партнер, действующий через свою организацию (ст.

5,6), имеет статус участника, осуществившего запуск, организовавшего запуск, предоставившего территорию, установки, участвовавшего в оснащении космического объекта или давшее экипажу поручение о выполнении какого-либо задания, эксперимента, включившего в состав экипажа своего гражданина или туриста.

Определение статуса государства в качестве “запускающего” важно при распределении в случае аварии и причинения вреда. Международные межгосударственные организации, участники космического сотрудничества, как отмечалось ранее, могут быть участниками правоотношений и субъектами отрасли только тогда, когда большинство их участников являются сторонами Договора по космосу 1967 г. и других договоров. В остальном их деятельность, осуществляемая в соответствии с основными принципами международного права и специальными принципами отрасли, определяется уставными документами.

3.1 Правовой режим космического пространства, естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов

 

     Следствием деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства является наличие в нем искусственных небесных тел – пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, космических аппаратов различных размеров и назначения, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, которые в доктрине объединяются понятием “космический объект” или “аэрокосмический объект”. Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать на них космические объекты – установки, обитаемые и необитаемые станции на поверхности и в недрах небесных тел. Тем не менее их режим имеет ряд особенностей. Конвенция о регистрации 1975 г. требует от государства регистрации:

     внесения его в национальный регистр и далее – в Реестр Генерального секретаря ООН;

     нанесения маркировки, по которой в дальнейшем могла бы быть проведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации или на международной территории в целях последующего возвращения собственнику (запуск “Радио-астрона” – уникального телескопа – на высоту 360 тыс. км осуществлялся 18 странами, государством регистрации является Россия). Космические объекты или их части, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.

     Во время нахождения в космическом пространстве на космический объект (или его части) и экипаж распространяется юрисдикция государства.

     Например, при аварии американской космической станции “Скайлэб” в 1976 г.шлейф металлических осколков составил около 100км, а при аварии “Колумбии” в 2003 г. площадь рассеяния обломков составила уже 72 тыс. кв.км.

С повышением веса груза и общего веса космических объектов с учетом топлива для выхода на орбиту – “Шаттл” способен доставлять в космос до 30 т груза, планируемая для полета на Марс в будущем десятилетии станция будет весить примерно 700 т – площадь, подвергающаяся загрязнению, будет увеличиваться. Однако право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, ценности любого характера, включая объекты интеллектуальной собственности, может принадлежать нескольким государствам или международной организации, а также в соответствии с нормами отрасли контролируемым государствами физическим и юридическим лицам.

     Положения о защите права собственности включаются в двусторонние договоры о космическом сотрудничестве. Из новейших договоренностей можно сослаться на двустороннее Соглашение между Россией и Бразилией, вступившее в силу в 2002 г.

, а также на Соглашение относительно сотрудничества по Международной космической станции 1998 г. между Канадой, Европейским космическим агентством, Россией, США и Японией.

Уникальность последнего заключается не только в том, что каждая сторона в соответствии со сложившейся практикой сохраняет право собственности на элементы или оборудование космической станции, но также и в том, что каждая сторона (партнер) регистрирует в качестве космических объектов предоставляемые им космические элементы и соответственно распространяет на них свое национальное законодательство (ст.5, 6 Соглашения о МКС).

     Институт статуса космонавтов, сформированный в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Соглашением о спасании космонавтов 1968 г., в последние годы пополнился обычно-правовыми нормами о статусе интернациональных экипажей и космических туристов. На одной только орбитальной станции “Мир” побывал 61 иностранец.

     Космонавтом – членом космического экипажа считается:

     гражданин одного из участвующих в запуске государств;

     выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесном теле.

     До появления Соглашения о МКС было принято считать, что космонавт – член экипажа независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации. Согласно ст.5 Соглашения 1998 г. государство – участник Соглашения”. сохраняет юрисдикцию и контроль.

над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи ее, которые являются его гражданами”.

Что же касается статуса космических туристов, будь то орбитальная или расположенная на небесном теле станция, он определяется общим положением о юрисдикции государства регистрации объекта, если международными договорами не будет установлено иное.

     В целом же космонавты рассматриваются как посланцы всего человечества, что возлагает на государства следующие обязанности: оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на любой территории; предоставлять терпящим бедствие на небесных телах лицам укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах, а также о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и на небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни и здоровью человека; незамедлительно воз вращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения; использовать ресурсы своих космических объектов на небесных телах и в космическом пространстве для поддержания жизнедеятельности экспедиций.

3.2 Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космическом пространстве

 

     Космическая деятельность субъектов международного права подчинена императивам основных принципов международного права, в соответствии с которыми к наиболее тяжким международным правонарушениям относятся: развязывание и ведение военных действий в космосе; превращение космоса в театр войны или военных действий иным образом, несовместимым с мирным использованием космоса; использование космоса для ведения военных действий против Земли; милитаризация космоса.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.