+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Русские бани во франции

Содержание

Русские бани во франции

Русские бани во франции

ч.1 Христианство и деятели католической церкви сыграли важную роль в передаче традиций античной цивилизации, в развитии обществознания, науки.

Христианская мораль и этика внедряла в общественное сознание нравственные ценности, служившие основой общечеловеческой культуры и европейской цивилизации. Симонова Н. В. кандидат исторических наук, доцент ©.Текст, однако, не был полным.

Французские этнографы, обратив на него внимание, начали поиски и с удивлением обнаружили, что и в других местах, особенно в церквах маленьких горных деревушек, паства с благоговением распевает одни и те же стихи.

в Париже существовало как минимум 26 банных заведений» — эта фраза из Жака ле Гоффа кочует из одной

Особенности французской бани

Сливными отверстиями служили естественные щели в полу.

Богачи оборудовали у себя ванны, . Это стало основой французских бань.

Для богатых горожан бани были не только удовольствием, но и средством общения. Роскошь и удобство сделали бани модным атрибутом и достопримечательностью городов.

Русский миф о «грязной» Европе

Говорят даже что тех, кто бриться особо не хотел, царь брил сам, отрезая бороду вместе с головой.

Вообще конечно исторические мифы России, которая Московия, всегда дико забавны и удивительны, а все, потому что любят московиты на свое немытое московское тело историю Руси натягивать и потом с пеной у рта доказывать, что они и есть русские, наследники культуры, истории и традиции Киевской Руси.

Это понятно очередная ложь, часть московской мифологии.Начнем мы с того что чума, более известная как Черной смерть пришла в Европу в 1348 не потому что значительная часть общественности европейской, относительно гигиены имела мнение специфическое, а говоря попросту пренебрегала ей.

А потому что Европейская жизнь по сравнению с Московской — кипела.Московию чума не задела, опять же, не потому что, та чистой была, а потому что на отшибе стояла, на окраине цивилизованного мира, или даже скорее за его краем.Они

Бани и гигиена в Средневековье: что мы о них знаем из документальных источников

Тем не менее, для всех остальных разъяснить вопрос совершенно необходимо.В этой статье мы сначала убедимся, что миф действительно является мифом, воспользовавшись различными источниками и научными работами по теме.

Были ли бани в средневековой Европе?Начинать рассмотрение этого вопроса стоит с крупнейшего города Европы той эпохи — Парижа, к рубежу XIII-XIV веков имевшего около 150 тысяч населения.

У нас имеются совершенно конкретные документы по налогообложению в городе, из которых следует: в 1249 году в Париже работало 26 общественных бань. Работали эти бани, согласно документам, 6 дней в неделю.

Любой человек своему банщику платит за мытье 2 денье, а если он еще и

А как у них: призраки бань 19-го века в современном париже

Придя по последнему адресу, можно безошибочно узнать те же самые сводчатые арки и витражи.Рю де Матурин, 18.Бульвар Осман 47.

Здание бани было построено в 1876 году по проекту архитекторов Альберта Дюкло и др. Уильяма Кляйна. Проект был был создан в то время, когда в моде были «Арабские ночи» и идея гедонистических удовольствий. Баня была открыта как для мужчин, так и для женщин (пускали их в разные часы).

Несмотря на то, что сегодня фасад здания остался более-менее тем же самым, каким был 130 лет назад, к сожалению, величественные интерьеры с тех пор были утеряны. Сегодня бывшая баня используется в качестве офисного здания.Реклама римско-турецкого хаммама.Это строение было не единственной баней в Париже.

Бывшие бани можно найти по всему городу, стоит просто присматриваться к старым надписям на зданиях, ища слова «bains & douches » (душевые и ванны).bains & douches.Что интересно, далеко

Русская баня во французских окопах

Последовавшие за этим мытарства и бунтовавших, и подавлявших достаточно полно были освещены в мемуарной литературе, а начиная с 1920-х гг. истории русских бригад было также посвящено немало больших и малых научных работ. Однако в Первую мировую войну русские сражались бок о бок с французами задолго до прибытия русских бригад.

Вместе русские, французы, англичане, итальянцы, греки, испанцы и представители многих других народов Европы оказались в рядах Французского Иностранного легиона (Légion étrangère) во второй половине 1914 года.

Эмигранты и случайно оказавшиеся во Франции граждане из других стран Антанты или из нейтральных стран пошли тогда в призывные пункты, главный из которых размещался в Доме инвалидов в Париже.

Среди русских подданных, захотевших пойти на французскую военную службу, оказался, к примеру, близкий друг Максима Горького , также разными путями в легион попали .

Пешков

Такая разная сауна

Затем началось массовое строительство индивидуальных саун в квартирах. По-сути частные сауны заменили в Финляндии европейскую ванну после того, как электрические компактные каменки нашли широкое применение в строительстве. Это был всем очевидный прогресс и большое удобство.

Ни дров, ни мусора, ни дыма. Простой поворот тумблера делал сауну через час горячей. Однако уже в начале 90 годов мода опять повернулась вспять и где было возможно, даже в городах, энтузиасты опять стали ставить печки на дровах. Только потому, что считали их лучше.

Имеется статистика, что в стране с населением 5,5 мл человек имеется 1,7 мл саун. Т.е. одна сауна в среднем на трёх человек. Часто финны имеют две сауны, одну электрическую в городе и другую на дровах на даче, желательно у воды.

Электрической сауной пользуются обычно 1-2 раза в неделю.

Традиционным банным днём считается суббота.

Есть люди, которые отправляясь на часовую прогулку или пробежку, уходя каждый раз включают сауну.

В ленинградской области безработные из франции учатся строить русские бани

Во Франции — это перспективная тенденция.

Деревянный дом хорошо сохраняет тепло. Хотя это и не французская культура, но в частных усадьбах стали появляться и русские бани».

Экологичные постройки из дерева входят в моду. Профессионалов раньше приглашали из России.

Теперь свои мастера смогут возводить русские бани под Парижем. Русские слова постепенно входят во французский лексикон. Например, слово «баня» не переводится на французский.

Так и звучит, только с ударением на последний слог – «банЯ».

А некоторые русские слова вообще стали строительными терминами.

«Давай», «чуть-чуть», «вверх», «вниз» — этот строительный сленг французские подмастерья привезут на Родину.

Но этим лексический запас не ограничивается.

Александр Эбер, ученик: «Спасибо», «за здоровье» — понимаю, «нет» — понимаю, по-русски».

Ребята трудолюбивые, говорит здешний мастер.

Готовы постигать науку от зари до зари.

zakondostatka.ru

Русские бани во франции

Непривычный климат, сложный язык и необычные традиции: шеф-повар французского ресторана в Москве за год привык в России ко всему, кроме невкусного сыра. из Бордо — о том, как выглядит Россия и Москва со стороны и почему, не зная языка, чувствуешь себя ребенком.Я давно мечтал поехать работать в другую страну.

Другие люди, другая культура, другой язык.

Так что когда мне предложили стать шеф-поваром ресторана французской кухни в , я не мог поверить, что это правда.

Честно говоря, я не был готов к морозам в –30, которые свалились на Москву в этом году.

Но, как я понял, это для всех стало большой неожиданностью, не только для меня.

Парижские бани

В современном же Париже, можно встретить русские, турецкие, римские бани, и даже пришедшие с далекого севера финские сауны. Париж. Само это слово обладает какой-то необъяснимой мистической притягательностью. История древней Галлии, Рима и средневековой Франции до сих пор еще живет где-то на стареньких улочках, затерявшихся на просторах современного многонационального мегаполиса.

Невозможно перечесть все исторические и фольклорные легенды, связанные с именем этого города, основанного древними римлянами за полсотни лет до рождения Христа.

joeck_12

  1. Мылся ли Людовик XIV?
  2. Какие критерии чистоты существовали в 16-18 веках????
  3. Как осуществлялаксь гигиена тела во времена «короля-солнце»?
  4. Европа утопала в грязи — правда или миф?
  5. А Россия утопала или Бог миловал?

Ну со средневековыми банями понятно более-менее.

Огромное количество гравюр, картин изображают сцены купания, мытья в банях и ваннах.

И в каждом средневековом городе было множество бань.

Здесь я рассказывалаПоэтому на средних веках останавливаться не буду. Так что судить их надо не с высоты 21

«Не хватает маленьких ресторанчиков»

Русские бани во франции

Чем Самара радует и расстраивает приезжих, как Россия меняет их жизнь и зачем вообще приезжать в чужую страну — в постоянной рубрике «Другого города» преподаватели, менеджеры, студенты и спортсмены из разных стран рассказывают о своем опыте волжской жизни.

Француз Пьер Мансини — директор самарского отделения центра французского языка и франкофонных культур «Альянс Франсез». В России он чуть больше года, хотя русский язык учил восемь лет.

Пьер рассказал, как начал учить русский язык, чем удручают его самарские пейзажи, как он парился в бане на воде и чем отличается русское и французское отношение к еде.

Про первое впечатление

В школе у меня был выбор, какой язык учить — немецкий, испанский или русский. Я и мой лучший друг выбрали русский, просто чтобы не делать так, как все остальные. Но потом я узнал, что семья моей бабушки приехала из России, хотя она не говорила по-русски. Это придало изучению языка новый смысл.

После года обучения (я едва мог читать русский алфавит) моя мама организовала поездку в Россию и, увидев Красную площадь, я влюбился в эту страну. Я хотел пройти стажировку здесь, но долго не получалось найти место.

В магистратуре я обучался менеджменту организации культурных событий. Потом работал во Французском институте в Париже, организовывал международные мероприятия. Наша структура тесно взаимодействовала с мировой сетью «Альянс Франсез».

Узнав о том, что в России три отделения альянса ищут директоров-французов, я подал свою кандидатуру и прошел на пост директора. Выбрал Самару, потому что моя хорошая подруга во Франции родом отсюда и много рассказывала мне про этот город.

Европейца, который в основном знает только Москву и Санкт-Петербург, поездка в город, который находится где-то в глубине России, этой страны-континента, немного пугает. Но все мои предубеждения рассеялись за несколько дней. Самара – очень приятный город, вибрирующий и живой, где можно встретить много открытых людей.

В целом, когда идет речь о какой-то стране, думаешь, как правило, о столице. Это грустно, поэтому я решил чуть больше рекламировать французские провинциальные города в «Альянсе» — этим летом мы приглашаем жителей Самары в город Монпелье!

Возраст: 31 год                            Деятельность: образование, культура                            В Самаре: 1 год

Про людей

Первое реальное знакомство с Самарой произошло благодаря общению с командой «Альянс Франсез». Коллеги всегда готовы найти время, чтобы помочь мне понять город и жизнь здесь, дать советы.

Как-то мы разговаривали с коллегами о русской традиции ходить в баню. Я знал про нее, но никогда не бывал в русской бане. Мне посоветовали пойти в баню на воде, где можно париться с веником и купаться в реке. Я люблю пробовать все новое и поэтому последовал совету.

Кстати, в баню мы пошли вместе с актерами, которые приехали в Самару в октябре, на следующий день после их юбилейного, 300 спектакля. Это было здорово! Мы парились с веником и ныряли с мостков в холодную октябрьскую воду.

Думаю, что это хорошая подготовка к купанию в проруби, но это я еще не пробовал.

Мне нравится общаться с любителями французского языка, которые приходят на наши мероприятия. Видно, что они любят свой город, и заражают этим.

И сейчас я понимаю, что моя спутница Клара много помогает мне — она большой исследователь городов, и ей удается находить различные интересные места, она делится этим со мной. По ее инициативе мы, например, поехали на природу за город.

Про «фишки» Самары

Исторический центр. Гулять по улицам в старом центре Самары очень приятно, особенно в солнечные дни. Здесь есть постройки и из дерева, и из кирпича, в стиле модерн. Рассматривать все это — большое наслаждение.

Культура. В Самаре потрясающе богатая культурная жизнь. У нас, к сожалению, нет возможности увидеть все, но мы стараемся отвечать на различные предложения. Видно, что здесь директора культурных учреждений очень активны, увлечены своим делом и открыты миру.

Природа. Убедиться в красоте этой местности можно, прогулявшись по Цареву кургану или по горе Тип-Тяв. Грустно, правда, иногда находить там полиэтиленовые пакеты или мусор, но я надеюсь, что все здесь осознают, что обладают сказочным сокровищем, и захотят его защитить.

Про уроки

При общении с людьми открываешь много нового о русской культуре, традициях и, конечно, о языке. Я изучал русский язык в школе, и здесь многое стало понятнее.

Например, недавно мы говорили с коллегами о слове «давай». Раньше я думал, что это просто повелительное наклонение от слова «давать».

Но оказалось, что здесь его используют и для того, чтобы поддержать кого-то в соревновании или чтобы закончить разговор и попрощаться.

За этот год я много узнал и об этикете. Мне объяснили, что здесь считают некрасивым сидеть на столе или закидывать ногу на ногу при общении с людьми.

Еще я побывал на корпоративе. Коллеги сами выбрали место и меню. Когда вечер начался, я с удивлением узнал, что люди в России могут одновременно есть и участвовать в конкурсах, которые предлагает ведущий. Во Франции на празднике, за исключением свадьбы, вообще нет ведущего. Французы, собираясь за столом, в основном разговаривают, и ничто не должно мешать им наслаждаться едой.

Про тоску по родине

На вопрос, чего мне не хватает, всегда хочется ответить: французского сыра! Хотя здесь тоже можно найти хороших сыроваров.

Особенно не хватает маленьких ресторанчиков с меню всего из нескольких оригинальных блюд, приготовленных из местных сезонных продуктов. В таких местах можно довериться таланту шефа, который обновляет набор меню исходя из выбранных ингредиентов, и дать ему себя удивить.

Это, конечно, очень французский формат, но я считаю, что здесь можно развивать рынок, потому что рано или поздно люди начнут задаваться вопросом: является ли то, что лежит у них тарелке, полезным для них, для местной экономики и окружающей среды.

Фото предоставлено героем

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и 

by HyperComments

Баня во франции

Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия.

«Малый ледниковый период» длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива — заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

И, конечно, огромное влияние оказала Реформация — если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само — есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще — не по-пуританские это.

Баня во франции история

Франция – страна романтики, изысканных вин и загадочных женщин, благоухающих неповторимыми ароматами духов. Национальная французская баня не славится в мире своей известностью, но те, кто ее посещают, получают удовольствие и пользу от банных процедур.

Без сомнения, русская баня или финская сауна популярны во всем мире, но и у французской бани имеются любители. Хотя выделить среди других французскую баню невозможно, посещать ее также приятно, как и нашу русскую баню.

Французская банная керамика

Огромное влияние на культуру французской бани оказали походы крестоносцев.

Воинам-рыцарям во время похода на восток понравилось принимать ванны, после их возвращения во Францию в стране стали появляться ванные комнаты.

Русские бани в париже

Важно

По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте — 10, Вене — 29, Бреслау/Вроцлаве — 12. Рейнмар фон Беляу из «Башни Шутов» Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома.

Внимание

Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Но это, так сказать, «позднятина», а что же раньше? При самом что ни на есть «варварстве»? Вот Эйнгард, «Жизнеописание Карла Великого»:

— Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье.

Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни.

А вот из «Валенсийского кодекса» XIII века: «Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани , пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить.»

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г.

Однако такая пессимистическая и, во многом, пристрастная оценка, данная Федотом Онипко, всё же сглаживается впечатлениями Владимира Лебедева, который стал в легионе сначала унтер-офицером, а затем лейтенантом, и потому обладал большей, по сравнению с остальными русскими добровольцами, свободой.

Он, вместе с «когда-то проштрафившимся русским офицером», а теперь легионным сержантом по прозвищу Коко, оказался во главе взвода, в котором половина солдат была русскими.

Лебедев высоко аттестовал Онипко как «образцового подчинённого», но сожалел, что бывшему депутату не удалось из-за серьёзного ранения в первом же бою продолжить свой путь вместе с легионом.

Лебедев подчёркивал, что «из общего состава русские эмигранты выделяются как своим безупречным поведением, так и храбростью.

В течение второй половины 1915 года все русские легионеры (их число, естественно, уменьшилось, но точных данных о потерях уже невозможно узнать) были раскассированы по другим полкам. Лидия Крестовская пишет, что до конца войны она следила, как могла, за судьбой русских солдат во французских полках, и «ни одной жалобы ни от одного солдата» не слыхала.

«Они вошли, как свои, во французскую семью.
С нею жили, и с нею умирали».

Литература:

  1. Reynaud Jean-Pierre. Les étrangers dans l’armée française au cours de la Grande Guerre // Bulletin de l’Academie des sciences et lettres de Montpellier, 2009.
    Tome 40. (http://www.ac-sciences-lettres-montpellier.fr)
  2. Герасимов М. П. Цветы под огнём – М.: Издательство писателей «Кузница», 1923
  3. Крестовская Л. Из истории русского волонтёрского движения во Франции – Paris: Рус.

В низ стали использовать благовония, различные ароматические масла и известное по сей день на весь мир – французское мыло ручной работы.

Первая общественная баня, появилась во Франции на реке Сена, располагалась на деревянной барке близ Парижа. Сливными отверстиями служили естественные щели в полу.

Перегородка была условной, и не служила защитой от чужих глаз. Церковь этого не одобряла. Этой баней население пользовалось многие годы.

Была закрыта в семнадцатом и потом опять открыта в конце восемнадцатого века. Парижане нуждались в городской бане.

Во Франции девятнадцатого века были городские и монастырские бани, а простые парижане будут совершать водные процедуры на древней полузатопленной деревянной барке совершенно без удобств.

Богачи оборудовали у себя ванны, строили бассейны. Это стало основой французских бань.

Огромное влияние на формирование французских банных традиций оказали крестовые походы, так как именно они стали причиной появления в стране ванных комнат, где впервые были использованы всевозможные аромамасла, благовония и известное сегодня на весь мир французское мыло ручной работы.

Современная французская баня основана на принятии ванн с аромавеществами, а завсегдатаи этих заведений уверяют, что очень много общего у них с восточными банными традициями.

Структура большинства общественных бань во Франции следующая: из раздевалки, которая расположена прямо у входа, посетители попадают в помещение, предназначенное для разогрева – там находятся специальные скамейки, на которых можно посидеть и подготовится к посещению парилки.

Далее желающие испытать на себе силу французского пара перебазируются в парилку, температура в которой колеблется в пределах от 33 до 40 градусов, а влажность составляет 60 процентов. Пропотев в парилке несколько минут, посетители отправляются принимать ванную с аромамаслами, которые можно выбрать на свой вкус из целого списка предложенных заведением.

Это всё тоже очень интересно

  • Несколько слов о китайских банных традициях О русской бане и финской сауне как о самых известных и распространенных видах заведений для общественного купания написано и сказано…
  • Индейская баня Темаскаль Традиционная индейская баня носит название Темаскаль, переводится это слово на русский язык как «дом из горячих камней». Темаскаль – один…
  • Немецкий санариум Европейцам, а больше всего немцам, наверное, обидно, что в мировом развитии банного ремесла они оказались не удел.

Изучаем миф о «Немытой Европе»

Русские бани во франции

Мы это слышали не раз: “У нас мылись, а в Европе пользовались парфюмерией”. Звучит очень здорово, а, главное, патриотично. Вот и понятно откуда всё произрастает, вековые традиции чистоты и гигиены важнее привлекательной «обёртки» из запахов.

Но тень сомнения, конечно же, не возникнуть не может – ведь если бы европейцы и вправду веками «не мылись», смогла бы европейская цивилизация нормально развиваться и дарить нам шедевры? Нам понравилась идея поискать подтверждения или опровержения этого мифа в европейских произведениях искусства средних веков.

 Харменс ван Рейн Рембрандт – Вирсавия в купальне, 1654

Баня и мытьё в средневековой Европе

Культура мытья в Европе восходит к древнеримской традиции, материальные свидетельства которой сохранились по сию пору в виде остатков римских терм.

Многочисленные описания свидетельствуют, что признаком хорошего тона для римского аристократа было посещение термы, но в качестве традиции не только гигиенической – там же предлагались услуги массажа, там же собиралось избранное общество. В определённые дни термы становились доступны для людей простого положения.

 Термы Диоклетиана II в Риме

“Эта традиция, которую не смогли разрушить германцы и вошедшие с ними в Рим племена, перекочевала в средневековье, но с некоторыми коррективами. Бани остались – они имели всю атрибутику терм, делились на отделения для аристократии и простолюдинов, продолжали служить местом встреч и интересного времяпрепровождения” – так свидетельствует Фернан Бродель в книге «Структуры повседневности».

Но мы отвлечёмся от простой констатации факта – существования в средневековой Европе бань. Нам интересно, как изменение образа жизни в Европе с приходом средневековья сказалось на традиции мытья. Кроме того, мы попытаемся проанализировать причины, которые могли препятствовать соблюдению гигиены в том масштабе, что стал привычным для нас сейчас.

Итак, средние века – это давление церкви, это схоластика в науке, костры инквизиции… Это – появление аристократии в том виде, какой не был знаком Древнему Риму.

По Европе во множестве строятся замки феодалов, вокруг которых формируются зависимые, вассальные поселения. Города обзаводятся стенами и ремесленными артелями, кварталами мастеров. Вырастают монастыри.

Как мылся европеец в течение этого сложного периода?

 Джузеппе Бартоломео Киари – Вирсавия в её ванной, XVII век

Вода и дрова – без них нет бани

Что необходимо для бани? Вода и тепло чтобы подогревать воду. Представим себе средневековый город, который, в отличие от Рима, не имеет системы подачи воды по виадукам с гор. Вода берётся из реки, и её нужно много. Дров нужно ещё больше, потому что разогрев воды требует длительного горения древесины, а котлов для нагрева тогда ещё не знали.

Воду и дрова поставляют люди, делающие на этом свой бизнес, аристократ или состоятельный горожанин платит за такие услуги, общественные бани взимают высокую плату за пользование бассейнами, таким образом компенсируя низкие цены в общедоступные «банные дни». Сословный строй общества уже позволяет чётко разграничить посетителей.

 Франсуа Клуэ – Дама в ванной, около 1571

О парных не говорим – мраморные термы не позволяют воспользоваться паром, есть бассейны с подогретой водой.

Парные – крохотные, обшитые деревом помещения, появились в Северной Европе и на Руси потому, что там холодно и много доступного топлива (древесины). В центре Европы они просто неактуальны.

Общественная баня в городе существовала, была доступна, а аристократы могли и пользовались собственными «мыльнями». Но до появления централизованного водопровода мытьё каждый день было невероятной роскошью.

А ведь для подачи воды требуется как минимум виадук, а в равнинной местности – насос и ёмкость-накопитель.

До появления паровой машины и электродвигателя о насосе нет и речи, до появления нержавеющей стали нет возможности долго хранить воду, она «протухнет» в ёмкости.

Именно поэтому баня была доступна далеко не всякому, но хотя бы по разу в неделю попасть в неё в европейском городе человек мог.

Общественные бани в европейских городах

Франция. На фреске «Публичная баня» (1470 год) изображены люди обоих полов в обширном помещении с ванной и накрытым прямо в ней столом.

Интересно, что тут же имеются «нумера» с кроватями… В одной из кроватей – пара, ещё одна пара недвусмысленно направляется к ложу.

Сложно сказать, насколько эта обстановка передает атмосферу «помывки», всё это больше похоже на оргию у бассейна… Однако, по свидетельствам и отчётам парижских властей, уже в 1300-м году в городе действовало около тридцати общественных бань.

Джованни Бокаччо описывает посещение неаполитанской бани молодыми людьми из аристократов так:

“В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен”…

Европеец, житель крупного города в средние века мог воспользоваться услугами общественных бань, на которые выделялись средства городской казны. Но оплата этого удовольствия не была низкой. В домашних условиях помывка горячей водой в большой ёмкости была исключена в силу высокой стоимости дров, воды и отсутствия стока.

Художник Мемо ди Филипуччо на фреске «Супружеская ванна» (1320 год) изобразил мужчину и женщину в деревянной кадушке. Судя по обстановке в помещении с драпировками, это не простые горожане.

«Валенсийский кодекс» XIII века предписывает хождение в баню раздельно, по дням, для мужчин и женщин, выделяя ещё субботу для евреев. В документе установлена максимальная плата за посещение, оговорено, что со слуг она не взимается. Обратим внимание: со слуг. Значит, определённый сословный или имущественный ценз уже существует.

Что касается водопровода, то российский журналист Гиляровский описывает московских водовозов уже в конце XIX – начале ХХ века, черпающих воду в свои бочки из «фантала» (фонтана) на Театральной площади, чтобы доставить её в дома. И такая же картина наблюдалась и раньше во многих европейских городах. Проблема вторая – стоки.

Вывоз огромного количества отработанной воды из бань требовал определённых усилий или вложений. Поэтому общественная баня была удовольствием не на каждый день. Но люди мылись, говорить о «немытой Европе», в отличие от «чистой» Руси, конечно же, нет оснований.

Русский крестьянин топил баню раз в неделю, а характер застройки русских городов позволял иметь баньку прямо во дворе.

 Альбрехт Дюрер – Женская баня, 1505-10

 Альбрехт Дюрер – Мужская баня баня, 1496-97

На великолепной гравюре Альбрехта Дюрера «Мужская баня» изображена компания мужчин с пивом у открытого бассейна под деревянным навесом, а на гравюре «Женская баня» – моющиеся женщины. Обе гравюры относятся к тому самому времени, в которое по заверениям некоторых наших сограждан «Европа не мылась».

На картине Ганса Бока (1587 год) изображены общественные бани на территории Швейцарии – множество людей, причём, и мужчин, и женщин, проводят время в огороженном бассейне, посреди которого плавает большой деревянный стол с напитками. Судя по фону картины, бассейн открытый… Позади – местность. Можно предположить, что здесь изображена баня, получающая воду с гор, возможно, с горячих источников.

Не менее интересно историческое сооружение «Баньо Виньоле» в Тоскане (Италия) – там по сию пору можно купаться в горячей, насыщенной сероводородом воде естественного нагрева.

Баня в замке и дворце – огромная роскошь

Аристократ мог позволить себе собственную мыльню, подобно Карлу Смелому, который возил за собой ванну из серебра. Именно из серебра, так как считалось, что этот металл обеззараживает воду. В замке средневекового аристократа мыльня была, но далеко не общедоступная, кроме того, дорогая в использовании.

Альбрехт Альтдорфер – Купание Сусанны (фрагмент), 1526

башня замка – донжон – господствовала над стенами. Источники воды в таком комплексе были настоящим стратегическим ресурсом, потому что при осаде противник травил колодцы и перекрывал каналы.

Замок строился на господствующей высоте, а это означает, что вода либо поднималась воротом из реки, либо бралась из собственного колодца во дворе.

Доставка топлива в такой замок была дорогим удовольствием, нагрев воды при отоплении каминами представлял собой огромную проблему, ведь в прямом дымоходе камина до 80 процентов тепла просто «вылетает в трубу». Аристократ в замке мог позволить себе ванну не чаще раза в неделю, да и то при благоприятных обстоятельствах.

Не лучше обстояло дело и во дворцах, которые по сути своей были теми же замками, только с большим количеством людей – от придворных до прислуги. Перемыть такую массу народа доступной водой и топливом было весьма затруднительно. Во дворце не могли постоянно топиться огромные печи для подогрева воды.

Определённую роскошь могли позволить себе аристократы, выезжавшие на горные курорты с термальными водами – в Баден, на гербе которого изображена купающаяся в деревянной, довольно тесной ванне, пара. Герб городу даровал император Священной Империи Фридрих III в 1480 году.

Но заметим, что ванна на изображении деревянная, это просто кадушка, и вот почему – каменная ёмкость очень быстро остужала воду. В 1417 году, по свидетельству Поджо Браччоли, сопровождавшего Папу Иоанна XXIII, Баден располагал тремя десятками общественных бань.

Город, расположенный в районе термальных источников, откуда вода поступала по системе простейших глиняных труб, мог позволить себе такую роскошь.

Карл Великий, по свидетельству Эйнгарда, любил проводить время на горячих источниках Ахена, где специально построил себе для этого дворец.

Помыться всегда стоило денег…

Определённую роль в угнетении «мыльного дела» в Европе сыграла церковь, которая весьма негативно воспринимала собрание обнажённых людей в любых обстоятельствах.

А после очередного нашествия чумы банное дело сильно пострадало, так как общественные бани стали местами распространения инфекции, о чём свидетельствует Эразм Роттердамский (1526 год): “Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них”.

Появление мыла, похожего на современное – спорный вопрос, но существует свидетельство о Крескансе Давине Сабонериусе, который в 1371-м году начал производство этого продукта на основе оливкового масла. Впоследствии, мыло было доступно состоятельным людям, а простолюдины обходились уксусом и золой.

Из собранных и приведённых нами свидетельств можно понять, что помывка в бане или собственной ванне во многом зависела от возможности платить – кому-то за доступ в общественную баню, кому-то за привилегию пользоваться бассейном. А тот, кто не испытывает такого желания, не станет мыться и сейчас, несмотря на все блага цивилизации.

Михаил Сорокин

Особенности французской бани

Русские бани во франции

Франция – страна романтики, изысканных вин и загадочных женщин, благоухающих неповторимыми ароматами духов.

Национальная французская баня не славится в мире своей известностью, но те, кто ее посещают, получают удовольствие и пользу от банных процедур.

Без сомнения, русская баня или финская сауна популярны во всем мире, но и у французской бани имеются любители. Хотя выделить среди других французскую баню невозможно, посещать ее также приятно, как и нашу русскую баню.

Французская банная керамика

Огромное влияние на культуру французской бани оказали походы крестоносцев. Воинам-рыцарям во время похода на восток понравилось принимать ванны, после их возвращения во Францию в стране стали появляться ванные комнаты. В низ стали использовать благовония, различные ароматические масла и известное по сей день на весь мир – французское мыло ручной работы.

Первая общественная баня, появилась во Франции на реке Сена, располагалась на деревянной барке близ Парижа. Сливными отверстиями служили естественные щели в полу.

Перегородка была условной, и не служила защитой от чужих глаз. Церковь этого не одобряла. Этой баней население пользовалось многие годы.

Была закрыта в семнадцатом и потом опять открыта в конце восемнадцатого века. Парижане нуждались в городской бане.

Во Франции девятнадцатого века были городские и монастырские бани, а простые парижане будут совершать водные процедуры на древней полузатопленной деревянной барке совершенно без удобств.

Богачи оборудовали у себя ванны, строили бассейны. Это стало основой французских бань. Для богатых горожан бани были не только удовольствием, но и средством общения.

Роскошь и удобство сделали бани модным атрибутом и достопримечательностью городов. В то время французские бани были похожи на китайские и восточные.

Помимо лучших бань для знати, были бани для простых людей – бани низшего ранга.

Интерес к восточным традициям возродился при наполеоновской Франции. Египетская военная кампания способствовала этому. Также существовала мода путешествовать по восточным странам. Там европейцы открывали для себя истинный Восток: Египет, Турцию, Алжир, Тунис и Марокко. В этих странах бани были частью повседневной жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=Yi8-Fr6YBuI

Ванна с ароматическими маслами

Среди богатых людей большим спросом пользовались ванны с минеральной водой, имеющие целебные свойства, а также ванны с настоями лекарственных трав. Пользовалась успехом и парная баня.

Паровые бани в восточном стиле прописывались от многих болезней нервной системы, истерии, припадков, а также старческой немощи. И так постепенно посещение бани из привычки превратилось в огромное удовольствие.

И у европейской знати, наряду с курением опиума и чаепитием вошло в моду посещение турецкой бани.

Парная по-французски с восточным оттенком

Первые бани в домах богачей или закрытых клубах отличались невиданной роскошью, в точности воспроизводя замысловатый восточный стиль в архитектуре и оформлении. Эта традиция украшения банных помещений сохранилась и в дальнейшем, когда появились общедоступные банные комплексы, плата за их посещение во Франции была и остается довольно высокой.

Сказочное пространство французской бани

Баня по-французски

Французы утверждают, что у них много общего с восточными банями. Современная баня во Франции основана на принятии ванн с ароматическими маслами. Действительно французские бани очень многое приняли от восточных бань.

Они намного мягче русского или финского варианта. Раньше доктора прописывали парные процедуры для укрепления жизненных сил, успокоения нервов и других проблем со здоровьем. А сейчас гости и сами французы с радостью и удовольствием ходят в бани без всяких рецептов.

Просто потому, что любят попариться.

Банька по-восточному. Франция

Самые известные бани во Франции расположены и по сей день в Тиволи. Французские бани состоят из нескольких помещений: первое – раздевалка, второе – где люди греются на разогретых скамьях и третье – парная. Для начала необходимо принять горячую ванну с настоями трав, такая традиция, и только потом, желающим испытать на себе силу французского пара, можно отправляться в парную.

Температура в парной колеблется в пределах от 35 до 40 градусов, а влажность составляет примерно 60 процентов. Побыв некоторое время в парной, посетители отправляются принимать ванную с ароматическими маслами, которые можно выбрать на свой вкус из целого списка.

После парной можно отправиться опять же в ванную, чтобы разогретое тело смогло впитать травяной настой для укрепления всего организма.

Восточная роскошь во Франции

Заключение!

Французские мастера чтят культ восточных бань, соблюдают сложные эстетические правила при оформлении банных комплексов. Франция стала первой европейской страной, которая поддалась обаянию восточных бань.

Скульпторы и художники создали новый вид искусства – обрамление пространства для принятия банных процедур. И это уже не восточные, а французские бани.

И это не удивительно, так как восточная баня один из основных символов восточной культуры, а Франция считается примером утонченности и преданности традициям востока в банной культуре.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.