+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Судовые работы на судне

Содержание

Техника безопасности на судне: основные правила

Судовые работы на судне

Морской транспорт является надежным средством передвижения и транспортировки различных грузов. Это связано с тем, что безопасности на судне уделяется первостепенное значение.

Все члены команды проходят обязательное обучение и несколько типов инструктажей. Ответственность за их проведение и исполнение возлагается на командира судна.

Именно капитан обязан ознакомить прикрепленных к кораблю новых членов экипажа с особенностями этого водного транспорта, внутренним расписанием, должностной инструкцией, а также действиями в связи с тревогой.

Поступивший в подчинение новый служащий должен иметь представление о месте нахождения спасательных средств, уметь пользоваться аварийными материалами и четко знать все правила.

Член экипажа, не прошедший первичный инструктаж по безопасным методам исполнения своих обязанностей, не допускается к судовым работам. Обучение имеет право провести помощник капитана или старший механик, в ведении которых находится процесс обучения членов экипажа.

Пассажиры, включая совершеннолетних родственников моряков, также обязаны ознакомиться с техникой безопасности на судне. В ведении дежурного помощника командира корабля находится журнал регистрации всех прошедших инструктаж.

Правила для судовых работ

Обязательно вся трудовая деятельность должны происходить в соответствии с технологическими картами и инструкциями. В них обозначены те виды работ, которые могут быть выполнены на судне самостоятельно членами экипажа. Для уточнения используются инструкции к тому или иному оборудованию и другие технические документы (схемы).

Технологические документы содержат раздел с информацией о безопасной технологии выполнения работ на судне. Руководит процессом капитан корабля либо специально назначенное лицо из командного состава.

Для отработки практических навыков применения технического оборудования и судовых средств различного назначения регулярно проводятся практические занятия в форме учебной тревоги.

Пожарная безопасность на суднеАктивно используются тренажерные комплексы УТС (учебно-тренажерные суда). На них происходит оттачивание приемов по обеспечению сохранности судна в чрезвычайной ситуации. За обучаемыми ведется постоянный контроль и наблюдение.

Соблюдение техники безопасности на корабле подразумевает закрепление за каждым членом экипажа того или иного корабельного оборудования, технических и спасательных средств, документации и помещения. Моряк несет ответственность за своевременную проверку работоспособности вверенного устройства, его исправность и поддержание его в надлежащем виде.

В обязанности ответственного лица за проведение судовых работ входит:

  • Иметь представление об устройстве, конструкции и принципах действия корабельного оборудования. Владеть безопасными приемами осуществления различных видов работ на судне.
  • Распределять членов экипажа для технического обслуживания устройств, учитывая их основную квалификацию, практический опыт и стаж работы.
  • Проводить инструктаж с объяснением технологии выполнения судовых работ. Обязательно затронуть тему по правильному применению защитных средств.
  • Осуществлять регулярную проверку на исправность всех инструментов, технических средств, которые могут быть задействованы при выполнении работ.
  • Перед тем, как приступить к судовым работам в закрытых или редко используемых помещениях проверить состав воздуха.
  • Место проведения работ оградить ограждением или пометить установкой знака безопасности. Запрещается внутри ограждения находиться людям, которые не участвуют в проводимых работах.
  • В случае несоблюдения кем-то из членов экипажа техники безопасности на судне отстранять его от выполняемых обязанностей.

Капитан или уполномоченное им лицо отвечает за сохранность жизни и здоровья, находящихся под его командованием людей. Он несет ответственность за травмопасные ситуации и случаи травматизма, поэтому он обязан принимать все необходимые меры для их предотвращения.

Правила для членов экипажа

Обязанность контролировать соблюдение всех требований безопасного поведения, а также правил работы с оборудованием возлагается также на моряков. При обнаружении нарушений охраны труда и техники безопасности стоит немедленно сообщить командному составу. Одновременно с этим необходимо приложить силы для их ликвидации.

Запрещается начинать ремонтные или профилактические работы, сопряженные с приостановкой функционирования какого-либо устройства, без согласования с капитаном или его помощником (старшим механиком). Рядом с оборудованием бытового назначения необходимо прикрепить подробную инструкцию с правилами эксплуатации. Это касается также пищеблока и прачечной.

Используя штормовые или вертикальные трапы, следует помнить о принципе наличия, как минимум трех точек опоры. При необходимости использовать предохранительный пояс. Все поручни и ступени трапов, палуба судна и проходы регулярно должны очищаться от наледи, воды или масла. Необходимо следить, чтобы они не были скользкими.

Обнаружив неисправность на трапе, служащий корабля перекрывает к нему доступ с помощью знака «проход воспрещен». На пути к рабочим местам не должны находиться посторонние предметы. Упаковку от оборудования следует класть в специально отведенное место, где она никому не будет мешать.

При выполнении работ на высоте или связанных с риском падения за борт все моряки обязаны одевать защитные жилеты и каски, использовать страховочные тросы. Человек в неисправном или грязном обмундировании к выполнению судовых обязанностей не допускается.

Ремонт и стирка спецодежды возлагается на администрацию судна. Запрещено во время корабельных работ одевать украшения (кольца, цепочки, серьги). Выходить за палубные ограждения, а также перегибаться за них также входит в число запретных действий на корабле.

Работа с подъемными устройствами

Работа на подъемных устройствах

Осуществляя деятельность с подъемными корабельными механизмами по технике безопасности на судне не допускается:

  • Начинать работу, если неисправны тормоза или возникают неточности в показаниях предохранительных приборов.
  • Использовать концевой выключатель для аварийной остановки устройства
  • Осуществлять транспортировку людей на площадках грузовых подъемниках. Исключение могут составлять лишь водители, которые управляют погрузочными машинами.

Водный транспорт МЧС России

В ситуации, когда необходимо закрепить груз или осуществить другие работы на высоте для перемещения работников используется люлька и корабельный кран. Транспортировка происходит под непосредственным контролем старшего помощника командира корабля.

Перемещение люльки должно происходить так, чтобы она не задевала грузовые контейнеры, сооружения на судне или постройки на береговой линии.

Обязательно перед посадкой в нее людей необходимо провести тщательный осмотр на наличие возможных неисправностей.

Судовым краном в такой ситуации должен управлять наиболее опытный специалист из числа членов экипажа. Использовать подъемные устройства для опускания моряков в трюм запрещено.

Швартовые работы

Правила техники безопасности на морских судах при использовании буксирно – швартовочных устройств подразумевают следование следующим указаниям:

  • Без команды командира нельзя начинать работу со швартовым механизмом
  • Не использовать канаты с колышками, а также, если на концах имеются необрубленные проволоки
  • После окончания работ убирать с барабана судовой лебедки канаты
  • Стоять в месте натяжения швартового каната
  • Не выбирать те тросы, которые пробуксовывают на турачке
  • Не прижимать их ногами к различным корабельным конструкциям
  • Выбрасывать за борт концы троса только в случае остановки судна и окончательном прекращении работы винтов.
  • На каждый роульс буксирского полуклюза закладывать только один канат

 Дополнительно рекомендуем Вам изучить 

РД 31.81.10-91

(Основные и действующие Правила техники безопасности на судах морского флота)

На водном транспорте безопасность, охрана труда и техника тесным образом взаимосвязаны. Все корабельные устройства и оборудование, которое по инструкции должно проходить регулярное техническое освидетельствование или подвергаться испытаниям должны подлежать инвентаризации. Для этого на них наносятся специальные номера.

Лица, нарушившие основные требования техники безопасности на корабле подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной законом РФ.

Судовой электрик: главный по электричеству на кораблях

Судовые работы на судне

Современные корабли уже практически не нуждаются в больших экипажах. Даже с громадным океанским супертанкером вполне может управиться команда из 40 человек. Практически все на судне делает автоматика.

Однако на любом судне никак не обойтись без квалифицированных специалистов-ремонтников. В том числе тех, которые специализируются на электрических системах и агрегатах.

Обязанности судового электрика на корабле

Современные суда изобилуют различными электрическими агрегатами – от энергетической установки (как правило, дизель-генератор) до плиты на камбузе. И всё это хозяйство должен обслуживать судовой электрик. Он же готовит и проверяет все агрегаты перед выходом корабля в рейс.

Если судно сравнительно небольшое, то в команде, как правило, два вахтенных судовых электрика. На крупных кораблях работает небольшая бригада – мастер-электрик и несколько его подчиненных.

Так или иначе обязанности судового электрика заключаются в нескольких пунктах:

  1. Сдача/прием вахты на корабле;

  2. Обеспечение работы электрических агрегатов;

  3. Ремонтные работы и обслуживание электрооборудования (главным образом – дизель-генератора);

  4. Поддержание порядка в помещениях с электрическими агрегатами, ведение вахтенного журнала по ремонту оборудования;

  5. Обесточивание всех систем в случае чрезвычайной ситуации.

Работа у судового электрика довольно объемная и сложная. Необходимо досконально разбираться в электросхемах, узлах и агрегатах корабля, изучить устройство всех электрических систем.

Помимо прочего судовому электрику неплохо знать устройство внутренней связи на корабле, морские сигналы, а также правила спасения на воде.

В остальном же обязанности не слишком отличаются от стандартной работы электромеханика и электромонтажника.

Отличия лишь в режиме труда.

Условия работы судовых электриков

Как правило, судовые электрики работают вахтами и подолгу находятся в море. Если речь идет о речном судоходстве, ситуация попроще, но затяжные командировки и здесь норма жизни.

Работа на судне всегда организована вахтовым методом, поэтому электрики заступают на вахту наравне с остальными членами экипажа. При этом судовой электрик редко сидит на одном месте. Его главная обязанность, как мы помним, регулярный осмотр всех узлов и систем. А это значит, что периодически надо обходить помещения, проверять электрические щитки и шкафы с автоматикой.

Не секрет, что сложные агрегаты и механизмы имеют свойство ломаться. Второй фронт работы судового электрика – выполнение заявок по починке. Замена перегоревших лампочек, починка сопутствующего оборудования, вроде плиты на камбузе – это тоже всё его ответственность.

При этом объем работы напрямую зависит от того, насколько старое судно и как давно оно проходило капитальный ремонт. Нет нужды говорить, что на древних кораблях с плохим обслуживанием вечно что-то выходит из строя, так что сидеть на одном месте там не получится.

Где выучиться на судового электрика

В России осталось не так много профессиональных учебных заведений, где целенаправленно готовят судовых электриков. Если такие учреждения остались, то находятся они, как правило, в приморских городах, либо на базе крупных речных портов.

Тем не менее, это не так важно. Можно получить смежную специальность: электромонтажника, специалиста по электронике и т.д. Далее можно переучиться по судовому профилю. К примеру, в некоторых вузах есть курс “Эксплуатация судовых энергетических установок”.

Соискателями при этом могут быть люди как с высшим, так и средним специальным образованием. Главное, чтобы на руках было свидетельство судового электрика. Основных условий помимо образования для работы судовым электриком несколько:

  • Допуск для работы с электрооборудованием (4 или 5 класс);
  • Медицинская книжка и пройденная медкомиссия;
  • Для работы на международных судах также понадобятся знание иностранного языка (предпочтительнее всего английского), загранпаспорт;
  • Морские документы (сертификат ОСПС 6/2, Наставление по борьбе за живучесть судов).

Вакансии судовых электриков, уровень зарплаты

Если судить по вакансиям на рынке труда, то работы у судовых электриков в России предостаточно. Однако сосредоточена она предсказуемо не в средней полосе, а в приморских портах: Дальний Восток и Сахалин, Севастополь, Мурманск, Архангельск, Санкт-Петербург и т.д.

Вариантов для трудоустройства великое множество. Идеальный вариант – попасть на международный маршрут, как правило, с интернациональным экипажем. В море придется провести не один месяц, но зарплату выплачивают в валюте.

В пересчете на российские рубли получается внушительная сумма – порядка 220 тысяч в месяц. Недостаток такого трудоустройства в том, что контракты, как правило, разовые. На берегу экипаж распускают и потом набирают заново.

При работе по найму в российских компаниях зарплата несколько ниже, однако, тоже вполне достойная – порядка 120 тысяч рублей. Речной транспорт – наименее денежная категория. Здесь, как правило, платят около 40 тысяч рублей при том, что зимой навигация практически останавливается.

Плюсы и минусы работы судового электрика

У профессии судового электрика хватает преимуществ:

  • высокая оплата труда, если удалось попасть на международный рейс;
  • полный социальный пакет и дополнительное страхование;
  • доплаты и льготы за вредные и тяжелые условия труда.

Минусы профессии, однако, тоже существенны:

  • физически тяжелая работа, требующая внимательности и выносливости;
  • большая ответственность;
  • трудно устроиться на корабль (нужен опыт и много документов);
  • нестабильность заработка, отсутствие карьерного роста.

2. Эксплуатационные качества судна

Судовые работы на судне

Пассажировместимость …..13чел.

Количествоглавных двигателей…. …1 шт.

3. Конструктивные данные по корпусу и надстройкам

Размерыкорпуса.

Длинагабаритная L=58 м.

Длинапо квл L=50,0м.

Ширинагабаритная В= 10 м.

Ширинана мидель-шпангоуту В= 8,8 м.

Высотаборта ,…Н= 1,84-2,5м.

Осадкапорожнем Т= 1,6 м.

Системанабора смешанная.

Коэффициентыполноты корпуса судна.

Коэффициентполноты грузовой ватерлинии а= 0,975.

Коэффициентполноты водоизмещения v=0,595.

Коэффициентполноты мидель-шпангоута в= 0,87.

Размершпации в мм: в форпике 400 мм; в машинномотделении, топливной цистерне и ахтерпике550 мм.

Числоводонепроницаемых переборок: 10.

Расположениена шпангоутах: 15,28,43,56,25

Числопалуб: 2 высота между палубами- 2,5 м.

Числоэтажей: 2.

Габаритныеразмеры надстройки длина-23,65м. ширина-7,4м.

4. Помещения общего пользования

Помещения общего пользования: красныйуголок, столовая, умывальники, ватерклозеты,холодильник, сушилка, гладильная,провизионная, камбуз, кладовые, душ,прачечная, помещение чистого белья,помещение грязного белья, курительная.

Поддержание должного санитарногосостояния судовых помещений (ватерклозеты,красный уголок, каюты, коридоры)обеспечивалось буфетчиком.

1. Судовые электроэнергетические системы

Судовая электроэнергетическая система- это совокупность судовых электротехническихустройств, предназначенных дляпроизводства, преобразования, распределенияэлектроэнергии и питания ею судовыхприемников (потребителей). Такая системасостоит из трех основных частей: судовыхэлектрических станций (основные иаварийные), силовой электрической сети,сети приемников. Сами приемники в составСЭЭС не входят.

Судовая электрическая станция – этоэнергетический комплекс, состоящий изисточников электроэнергии и ГРЩ, ккоторому они подключены.

Источниками электроэнергии на судахявляются генераторные агрегаты (ГА) иаккумуляторные батареи (АБ). В качествеГА применяют дизель-генераторы,турбогенераторы, вало-генераторы(генераторы с приводом от гребноговала), утилизационные турбогенераторы(генераторы с приводом от утилизационнойтурбины).

По назначению источникиэлектроэнергии подразделяют на основные,резервные и аварийные: основныепредназначены для работы в любомрежиме СЭЭС,резервные – для обеспечениярезерва мощности системы,аварийные– для работы в аварийном режиме СЭЭС.

На большинстве транспортных судовделение источников электроэнергии наосновные и резервные условно, так какрезервным генератором может быть любойиз основных. Аварийные источникииспользуют при выходе из строя основных.

Они обеспечивают электроэнергиейнаиболее ответственные приемники(средства навигации и связи, освещение,рулевое устройство и др.) и поэтому имеютограниченную мощность. В качествеаварийных источников применяют ДГ иАБ.

Для передачи электроэнергии от источниковк приемникам используют линииэлектропередачи, состоящие из кабелей,проводов и шин. По способу передачиэлектроэнергии линии электропередачиподразделяются на фидерные и магистральные.

Фидерная линия электропередачивключается между источником электроэнергиии РЩ или между двумя РЩ, или между РЩ иприемником электроэнергии.

Магистральнаялиния – это такая линия электропередачи,параллельно с которой по ее длинеподключается ряд РЩ и отдельных приемниковэлектроэнергии.

Для распределения электроэнергиииспользуют электрораспределительныещиты, которые подразделяют на главные,аварийные, групповые, электроснабженияс берега и др.

Совокупность распределительных щитови линий электропередачи образуетэлектрические сети. Судовые электрическиесети подразделяют на силовые, сетиприемников и аварийные.

Силовая электрическая сеть начинаетсяот ГРЩ и заканчивается у приемников илипреобразователей электроэнергии.

Последние служат для преобразованиярода тока, частоты или числа фаз; к нимотносятся выпрямительные устройствадля питания электроприводов и зарядааккумуляторов, вращающиеся или статическиепреобразователи частоты и др.

Силовыеэлектрические сети, в свою очередь,подразделяются на фидерные, магистральныеи магистрально-фидерные. В перечисленныхсетях для передачи электроэнергиииспользуют соответственно или фидеры,или магистрали, или фидеры и магистралиодновременно.

Сеть приемников – это электрическаясеть, предназначенная для распределенияэлектроэнергии среди одинаковыхприемников, а также электрическая сеть,отделенная от силовой сети преобразователямиэлектроэнергии (последние входят вданную сеть). Под одинаковыми понимаютприемники, одинаковые по назначению идругим признакам.

Аварийная электрическая сетьпредназначена для передачи электроэнергииот аварийного источника к приемникампри выходе из строя линий электропередачисиловой сети или исчезновении напряженияна шинах ГРЩ.

Режим работы судна (ходовой, маневров,аварийный и др.) определяет количествои мощность включенных приемниковэлектроэнергии, создающих нагрузкуСЭЭС. Под последней понимают суммарнуюпотребляемую активную мощностьприемников, включенных в данном режимеработы СЭЭС. Нагрузку СЭЭС определяютрасчетом или по приборам (выражают вкиловаттах или мегаваттах).

Работу приемников в каждом режимеобеспечивают включенные источникиэлектроэнергии, суммарную активнуюмощность которых называют включенноймощностью СЭЭС. Разность между значениямивключенной мощности и нагрузкой называютвключенным резервом мощности СЭЭС. Сувеличением значения включенногорезерва работа СЭЭС становится болеенадежной, но менее экономичной.

Наиболее напряженные режимы работыСЭЭС обеспечивают несколько источниковэлектроэнергии, включенных на параллельнуюработу.

Различают кратковременную идлительную параллельную работу:кратковременная имеет место припереводе нагрузки с одного источникаэлектроэнергии на другой,длительная- во всех остальных случаях.

Еслисхемой ГРЩ параллельная работа непредусмотрена, то реализуется раздельнаяработа источников электроэнергии.

Каждая СЭЭС характеризуется конфигурацией,структурой, схемой, состоянием, режимамиработы, параметрами и показателями.

Состояние СЭЭС может быть нормальнымили ненормальным. При нормальномсостоянии СЭЭС обеспечивает производствои распределение электроэнергии требуемогокачества от основных или резервныхисточников между приемниками.

Отклонениеот такого состояния называетсяненормальным состоянием СЭЭС(например, КЗ в любой точке системы,перегрузка отдельных элементов,отключение части источников илиприемников электроэнергии, недопустимыеизменения параметров электроэнергии).

К ненормальному состоянию относят иаварийное состояние СЭЭС, при которомобеспечивается производство ираспределение электроэнергии отаварийных источников между ответственнымиприемниками.

Режим работы СЭЭС может быть установившимсяили переходным. При установившемсярежиме СЭЭС работает при постоянныхпараметрах или медленных их измененияхв заданных пределах. Припереходномрежиме происходит быстрое изменениепараметров и переход от одногоустановившегося режима к другому.

К параметрам СЭЭС относят напряжение,ток, мощность, частоту, сопротивлениеизоляции, коэффициент мощности и т. д.

Основными показателями СЭЭС являютсянадежность и живучесть, качествоэлектроэнергии, масса и габаритныеразмеры, строительная стоимость,эксплуатационные расходы, уровеньавтоматизации, уровень унификации идр.

На структурных схемах СЭЗС показываютосновные функциональные частиэлектроэнергетических систем, ихназначение и взаимосвязь.

Автономные СЭЭС имеют автономные, т. е.независимые от СЭУ, источники электроэнергии- ДГ или ТГ. На большинстве транспортныхсудов автономная СЭЭС состоит из основнойи аварийной электростанций (рис. 4.1).Основные генераторы G1-G4 приводятсяво вращение дизелямиД или турбинамиТ.

Приводным двигателем аварийногогенератораАГ, по правилам РегистраСССР, должен быть дизель.

Приемникиполучают отГРЩ электроэнергиюнепосредственно{Ш), черезРЩ{П2-П6), через понижающий трансформаторТ иРЩ{П7-П8), а такжепреобразователи электроэнергии –выпрямительное устройствоВУ илитиристорный преобразователь частотыТПЧ.

Электрическая связь междуГРЩиАРЩ в нормальных режимах работыосуществляется через кабельную перемычкуX, в рассечке которой находитсяконтактК мощного контактора. Поперемычке электроэнергия передаетсяв направлении от основной электростанциик аварийной.

При обесточиванииГРЩконтактор теряет питание и его контактК, размыкаясь, разъединяет шиныАРЩиГРЩ.Одновременно начинаетсяавтоматический пускАДГ с последующимподключением его к шинамАРЩ. Темсамым обеспечивается практическибесперебойное питание ответственныхприемниковП12-П14, подключенных кАРЩ.

Рис. 4.1 Принципиальная структурная схемаАвтономной СЭЭС.

Максимальная мощность СЭС при напряжении400 В достигает 3 МВт. Это обусловленотем, что при такой мощности ударные токиКЗ достигают предельного для существующихАВ значения (100-120 кА).

Поэтому на крупныхпассажирских и научно-исследовательскихсудах, а также ледоколах могут бытьустановлены 2 основные электростанции(носовая и кормовая), которые связываютэлектрически двумя 3-жильными кабельнымиперемычками, проложенными вдоль разныхбортов.

Такие СЭЭС называют зам Ониболее надежны и живучи, но дороже исложней по сравнению с системами с однойэлектростанцией.

Правила безопасности труда на судах речного флота, Приказ Минречфлота РСФСР от 25 декабря 1987 года №242

Судовые работы на судне

Переизданы по тексту,утвержденному приказом Минречфлота от 25 декабря 1987 г. N 242посогласованию с Президиумом ЦК Профсоюзарабочих Морского и речного флота от 21 декабря 1987 г.

1.1.Назначение и область применения

1.1.1. Настоящие Правилаустанавливают требования безопасности труда, предъявляемые к членамэкипажей судов при выполнении палубных, ремонтных и хозяйственныхработ, обслуживании энергетических установок, вспомогательныхмеханизмов и устройств, электрооборудования, при работе нанефтеналивных судах.

Правила распространяются на все судаМинистерства речного флота РСФСР: транспортные (пассажирские,грузовые, буксирные), ледоколы, служебно-вспомогательные,несамоходные, стоечные, специального назначения (спасательные,пожарные, учебные и др.), а также суда технического флота,плавкраны и другие плавучие перегрузочные средства по судовойчасти.

На судах техническогофлота, кроме настоящих Правил, следует руководствоватьсядействующими Правилами техники безопасности при производстведноуглубительных работ и обслуживании специальных механизмов иустройств на дноуглубительных снарядах Минречфлота РСФСР*, а дляплавкранов и других плавучих перегрузочных средств Правиламитехнической эксплуатации портовых перегрузочных машин.

________________

*Документ не приводится. За дополнительной информацией обратитесь поссылке. – Примечания изготовителябазы данных.

1.1.2. Требованиянастоящих Правил являются обязательными для экипажей всех судов,работников предприятий и организаций, занимающихся эксплуатацией итехническим обслуживанием флота, а также его проектированием.

1.1.3. При проектированиии модернизации судов, разработке оборудования и средств механизациивыполнения судовых работ, помимо настоящих Правил, следуетруководствоваться требованиями стандартов ССБТ (Приложение 1) идругими действующими нормативно-техническими документами.

1.1.4. Правила должныбыть на каждом судне у лиц командного состава и в службах (отделах)предприятий, управлений пароходств (БУП и УК), связанных стехнической эксплуатацией и обслуживанием флота. На судахнеобходимо учитывать Правила наравне с другой судовойдокументацией, а также в актах передачи при смене комсоставасудна.

1.1.5.

Командный составсудов, руководящие и инженерно-технические работники предприятий,организаций и министерства, связанные с технической эксплуатацией иобслуживанием флота, обязаны знать и выполнять настоящие Правилаприменительно к занимаемой должности и выполняемой работе.

Отступление от Правилдопускается только при выполнении работ на судах, терпящих бедствиеили принимающих участие в аварийно-спасательных работах присоблюдении всех возможных мер безопасности.

1.1.6. На основаниинастоящих Правил судовладелец или предприятие, осуществляющеетехническое и хозяйственное обслуживание флота, разрабатываетинструкции по технике безопасности для отдельных профессий с учетомспецифики производства и выполняемых работ.

1.1.7. Лиц, виновных внарушении настоящих Правил безопасности, подвергают дисциплинарнымили административным взысканиям и могут привлекать к уголовнойответственности.

1.2.Общие требования безопасности

1.2.1. Все работы насудах должны производиться в соответствии с требованиями Правилтехнической эксплуатации речного транспорта, Правилпожарной безопасности на судах и береговых объектах МинречфлотаРСФСР, ч.I “Суда”, инструкций заводов-изготовителей пообслуживанию установленных на судне механизмов, оборудования иустройств и настоящих Правил.

1.2.2. Каждый членэкипажа обязан изучить, знать и выполнять инструкции и правилабезопасности эксплуатации механизмов, устройств, приборов, системпо роду своей работы; пройти инструктаж на рабочем месте и иметьотметку о допуске к работе в личной карточке инструктажа. Командныйсостав должен иметь удостоверение о пройденной проверке знаний потехнике безопасности.

1.2.3. Практиканты,назначенные на штатные должности рулевых-мотористов, допускаются кзанятию должности без свидетельств при условии прохождения обученияи инструктажа на рабочем месте.

1.2.4. Все члены экипажадолжны пройти медицинское освидетельствование в установленныесроки.

1.2.5. Члены экипажадолжны уметь плавать, пользоваться средствами индивидуальнойзащиты, работать в спецодежде и спецобуви и пользоваться средствамииндивидуальной защиты и предохранительными средствами там, где этопредусмотрено правилами и инструкциями.

1.2.6. Члены экипажадолжны изучить и уметь оказывать первую медицинскую помощьпострадавшим при несчастных случаях.

1.2.7. Лица, промокшие навахте, обязаны при первой возможности переодеться в сухую одежду, амокрую просушить в отведенных местах.

1.2.8. Всем членамэкипажа, находящимся на судне, разрешается курить только вспециально отведенных для этого местах.

1.2.9. Каждый членэкипажа, обнаруживший нарушения настоящих Правил и инструкций потехнике безопасности, а также неисправности оборудования, систем,устройств и механизмов, которые могут представлять опасность дляжизни и здоровья людей, должен доложить об этом непосредственномуначальнику или вахтенному начальнику.

1.2.10. Рабочие места ипроходы к ним должны быть свободны от груза и постороннихпредметов, систематически очищаться от пролитых нефтепродуктов,снега и льда. Рифление и противоскользящие покрытия должнывосстанавливаться по мере износа. Плиты настилов машинно-котельногоотделения должны быть на месте, все вырезы в них закрыты.

Работа на корабле дальнего плавания

Судовые работы на судне

Работа на кораблях дальнего плавания привлекает очень большое количество людей, которые готовы проводить в море большую часть своего времени. Многие думают, что работать на кораблях дальнего плавания или на круизном судне можно только на должности моряка.

Самые большие круизные лайнеры

Но на самом деле, количество востребованных вакансий гораздо больше. Связано это с активным и динамичным развитием флота РФ, как военного, так и гражданского. Вакансии существуют и для мужчин, и для женщин как для опытных моряков, так и для людей без опыта.

Специфика работы на корабле

Работа на море имеет множеством нюансов и особенностей, которые необходимо учитывать, прежде чем соглашаться на подобные предложения. Для каждой должности существует свой набор минимальных требований, которым должен соответствовать сотрудник гражданского или военного флота России.

Образец диплома об окончании ВАГШ. Специальность — командно-штабная, оперативно-стратегическая.

Обычные матросы для того, чтобы найти работу, должны закончить специальные мореходные училища. Командный состав, особенно старший, должен получить высшее образование в академии или университете.

Обязательным является изучение и знание иностранных языков, в частности, английского, который считается языком международного общения.

Для работы на круизных судах иностранные языки просто необходимы, поскольку на кораблях путешествуют в основном иностранцы. Также важно, чтобы работник судна имел диплом в конкретной сфере. Например, механик знал инженерное дело, а кок обладал знаниями в кулинарии.

Одной из главных особенностей является то, что сотрудники судов и кораблей должны быть готовыми к длительным поездкам. К таким странствиям должны быть готова не только команда, но и члены семьи.

Работа на корабле – это сложный, увлекательный и занимательный процесс, что позволяет морякам продвигаться по карьерной лестнице, достаточно неплохо зарабатывать, найти подходящую должность на суше.

Моряки зарабатывают значительно больше, чем специалисты в различных сферах на суше.

Именно это привлекает человека в морской карьере, поскольку за несколько лет можно накопить достаточно средств для покупки квартиры, машины, переезда в другую страну.

Особенно это касается заработков на круизном судне или в морской промышленности по добыче газа и нефти. Не менее важным аспектом является то, что человек уже в 30 лет может стать капитаном.

Подобная карьера очень немногим удается в таком возрасте.

Работа моряка

К другим положительным сторонам относятся следующие факторы:

  • Не нужно тратиться на ежедневные расходы, поскольку владелец судна или морской компании обеспечивает питание, форму, проживание, перелеты, трансферы.
  • Путешествие по разным странам.
  • Длительный отпуск, который составляет от 4 до 6 месяцев.
  • Изучение иностранных языков, культур, налаживание контактов.
  • Возможность в дальнейшем неплохо трудоустроиться.
  • Востребованность специалистов морского дела, независимо от политической и экономической ситуации в стране.
  • Нехватка офицерских кадров.
  • Развитие профессиональных качеств и навыков.
  • Приобретение значительного опыта.

Работа на круизных судах и кораблях дальнего плавания имеет и отрицательные стороны, связанные с рядом факторов. Во-первых, стоит учитывать необходимость работать в команде, где существует очень жесткая дисциплина.

Во-вторых, сосуществование с членами команды на ограниченном пространстве, налаживание связей, контактов, способность к общению. В-третьих, тяжелая физическая работа, длящаяся иногда больше 12 часов.

График работы обычно вахтовый, который усложняется постоянной сменой часовых поясов. В-четвертых, существует высокая степень травмоопасности и риска для общего состояния здоровья. В-пятых, наличие угрозы со стороны пиратов, которые захватывают торговые суда.

По правилам, хранить и использовать на корабле любое огнестрельное оружие нельзя. Поэтому моряки во время захвата судна становятся беззащитными жертвами пиратов.

Задержание танкера «Механик Чеботарев» в Ливии похоже на захват

Кроме того, к недостаткам относится длительное пребывание в замкнутом пространстве. Это связано не только с нахождением в море, а и с габаритами корабля, размерами помещений для отдыха, каютами, душевыми, саунами.

На многих судах такие комнаты делаются более просторными, комфортными, чтобы психика человека оставалась стабильной. Работа моряка требует прохождения переквалификации, чтобы подтверждать дипломы и нужные сертификаты. Стоит такой процесс обучения не дешево, и занимает много времени.

Моряки часто лишены государственной пенсии, поэтому, при списании на берег, нужно думать об источниках дохода.

Доступные вакансии

Трудоустройство на вакансии по морским специальностям предлагают многие компании, офисы которых находятся в Мурманске, во Владивостоке, Курске, Архангельске и других городах. Наиболее востребованными являются следующие профессии для младшего и старшего состава:

  • Матросы;
  • Механики-инженеры;
  • Лоцманы;
  • Штурманы;
  • Мотористы;
  • Электромеханики;
  • Помощники капитанов;
  • Капитаны.

Таким специальностям обучают в морских училищах и академиях, где готовят работников на торговые, круизные, военные суда. Кроме того, довольно востребованной являются профессии кока и повара, переводчика, связиста, врача.

В частности, в Мурманске судоходные кампании проводят набор по таким вакансиям, как старший помощник капитана, групповой капитан, третий и четвертый помощники капитана, сменный помощник капитана, капитан. Работу предлагают на танкерах, речных, морских судах, кораблях, занимающихся ловлей рыбы, военных и торговых судах.

Претенденты на такие вакансии должны уметь разбираться в судовождении, электронном навигационном оборудовании, механике и инженерном деле, исполнение обязательств, возлагающихся на капитана.

В частности, отвечать за безопасность судна и экипажа, груза, пассажиров,

Во Владивостоке востребованы аналогичные специалисты, но там люди имеют больше возможностей для выбора места работы.

Связано это с тем, что здесь требуются также работники на подводные лодки и суда. На подлодки нужны мотористы, матросы, электромеханики.

На торговые, военные, гражданские суда берут, в основном, мужчин. Хотя на круизные суда и гражданские охотно берут и женщин. На круизных судах женщин принимают на должность бармена, администратора, официантки, горничной, переводчицы, фотографа, кондитера, врача, аниматора, музыканта, массажистки, косметолога, на ресепшен.

Вакансии на круизном лайнере

В целом, для круизных судов сформировался такой стандартный список вакансий, как:

  • Переводчики;
  • Стюарды;
  • Бармены;
  • Работники рецепций;
  • Подсобные рабочие;
  • и фотооператоры;
  • Официанты;
  • Помощники по всем названным профессиям.

Необходимо владеть английским языком, быть моложе 35 лет, готовым развлекать разные группы пассажиров, работать около 10 часов в день, быть готовым к длительным прибываниям в море.

Для женщин профессии на море сформировались и в других сферах. Например, в торговом флоте это могут быть вакансии капитана, штурмана, механика, электрика, радистки, кока. На рыболовных судах постоянно требуются врачи, повара, пекари, буфетчицы, официантки, прачки.

Уровень заработной платы

Одним из преимуществ пребывания на флоте является высокий уровень заработка, который оговаривается во время собеседования, а потом указывается в договоре. Размер оплаты зависит от того, кто представляет морских работников, где находится компания-крюинг (т. е.

фирма, которая выполняет посредническую миссию), а также должность, квалификация, стаж, опыт работы. При составлении контракта ключевыми факторами считаются дальность и срок рейса, они отличаются для разных типов судов.

Моряки из РФ могут получать следующую зарплату:

  • Капитаны – от 5 до 20 тысяч долларов;
  • Старший командный состав около 5 тысяч;
  • Повара и коки – почти 2,5 тысячи;
  • Рядовые матросы – 2 тысячи долларов.

В Мурманске и во Владивостоке капитан получает обычно от 50 до 95 тысяч рублей, зарплата старшего помощника капитана составляет от 30 до 60 тысяч рублей, лоцманы – около 45 тысяч, мотористы 25-30 тысяч, электромеханики – от 60 до 80 тысяч. Все зависит от компании, места службы, населенного пункта, но в целом, уровень оплаты труда везде одинаков.

На круизных судах заработок в месяц начинается от 1000 долларов в месяц, и может достигать 3-5 тысяч.

Отдельно работники круизных кораблей получают чаевые.

Таким образом, капитаны получают больше всего, хотя разница между окладами с другими должностями может быть и небольшой. Особенно, если это некрупные суда или компании. Но иногда разница в оплате составляет почти 15 долларов в месяц.

Общесудовые системы

Судовые работы на судне

К важнейшим общесудовым системам относятся: — осушительная система, с помощью которой вода, собирающаяся в днищевой части судна, откачивается за борт; — балластная система, служащая для осушения и заполнения судовых балластных цистерн морской водой; — система бытовой питьевой и мытьевой воды (холодной и горячей); — система забортной воды (морская вода используется для мытья санузлов и помещений); — рефрижераторная установка; — противопожарная система;

— системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха

Упрощенная схема осушительной системы показана на рисунке ниже. Вода, собирающаяся в днищевой части судна, всасывается через фильтр и клапанную коробку и осушительным насосом выводится за борт.

Так как трюмная вода часто содержит маслосодержащие примеси (особенно в районе машинного отделения), ее пропускают через маслоотделитель, который предназначен для того, чтобы отделять масло и маслосодержащие частицы и направлять эти примеси в специальные цистерны.

1 — всасывающая сетка; 2 — клапанная коробка; 3 — осушительный насос; 4 — маслоотделитель

Судовые вспомогательные механизмы и системы делятся на насосы, компрессоры, фильтры, сепараторы, маслоотделители и установки для устранения отходов, системы водоснабжения, теплообменные аппараты (подогреватели, охладители, конденсаторы и испарители).

Насосами называют механизмы, с помощью которых жидкости транспортируются или перекачиваются из помещения с меньшим давлением в помещение с большим давлением. В зависимости от принципа действия различают объемные (поршневые, шестеренные, винтовые), центробежные (лопастные) и струйные насосы.

На судах насосы разделяют по их назначению: трюмные, балластные, питательные для масла и охлаждающей воды, пожарные, нагнетательные и т. д. Объемные насосы служат для того, чтобы периодически нагнетать отдельные количества жидкости из камеры всасывания в камеру сжатия.

Самый простой объемный насос – это поршневой. Принцип, работы такого насоса двойного действия показан на рисунке ниже.

1 — поршень; 2-5 — клапаны; 6 — всасывающая труба; 7 — напорная труба.

Другим очень распространенным видом объемного насоса является шестеренный. Подающий элемент состоит из двух зубчатых колес, помещенных в герметическом корпусе. Одно из зубчатых колес приводится во вращение, например, электродвигателем.

При вращении колес зубцы, выступающие из зубчатого венца, вызывают увеличение объема в насосе, за счет чего жидкость всасывается нижним входным патрубком.

Отдельные количества поступившей жидкости последовательно накапливаются в промежуточном пространстве между зубчатыми колесами и подаются между корпусом насоса и колесами к их внешней стороне. Наконец, жидкость поступает в камеру сжатия.

За счет последовательного вхождения колес в зубчатый венец жидкость выдавливается в напорный патрубок. Шестеренные насосы используются на судах для выкачивания вязких жидкостей с хорошими смазочными свойствами, таких как масло, топливо и т. д.

Принцип действия шестеренного насоса

Винтовые насосы также относятся к группе объемных насосов. Жидкость от всасывающего патрубка поступает в промежуточные пространства между винтами, которые называются также камерами и расположены между ведущим винтом, подключенным непосредственно к двигателю, и ведомым.

После поворота винтов на определенный угол жидкость в камере запирается; затем вдоль винтов она поступает наверх и оттуда нагнетается в напорный трубопровод.

При слишком сильном повышении давления в камере сжатия открывается предохранительный клапан, и жидкость течет назад во впускную камеру.

1 — ведущий вал; 2 — ведомые винты; 3 — предохранительно-перепускной клапан

Принцип действия центробежного насоса показан на рисунке ниже. Характерным признаком этих насосов является непрерывный поток жидкости. Рабочий орган насоса, ротор с лопатками, смонтирован на вращающемся валу насоса, который чаще всего подключается непосредственно к приводному электродвигателю.

Лопатки вращающегося ротора передают энергию двигателя жидкости, протекающей через насос, создавая при этом давление, под воздействием которого жидкость идет от входа к выходу. Центробежные насосы повсеместно применяются в судовых энергетических установках. Они имеют различную конструкцию в зависимости от мощности.

Так, мощность нагнетательных насосов для танкеров достигает нескольких тысяч тонн жидкости в час. Если для перекачиваемой жидкости (например, для воды в пожарных насосах или в питательных насосах парогенераторов) требуется более высокое давление, применяют многоступенчатые насосы.

Принцип их действия состоит в том, что вода, достигшая определенного давления и покидающая первую ступень, течет ко всасывающему патрубку следующей ступени, где давление снова повышается.

Принцип действия центробежного насоса

Компрессорами называются машины, с помощью которых газы сжимаются от низкого давления на входе до высокого давления на выходе. Соотношение этих двух давлений представляет собой степень сжатия. Самым простым и чаще всего применяемым на судах компрессором является поршневой. По принципу действия он идентичен рассмотренному выше дизельному двигателю.

Так как температура газов во время процесса сжатия повышается, в цилиндре компрессора можно получить степень сжатия только в пределах шести — восьми. Дальнейшее повышение степени сжатия приводит к росту температуры, оказывающей вредное воздействие на компрессор.

Если необходимо получить более высокое давление (так, например, для пуска главного двигателя требуется давление воздуха 2,9 МПа), используют многоступенчатые компрессоры.

Воздух атмосферного давления (0,59 МПа) всасывается в цилиндр высокого давления с меньшим рабочим объемом, чем в цилиндре низкого давления, так как количество воздуха уменьшается вследствие сжатия в цилиндре низкого давления и охлаждения в охладителе. В цилиндре высокого давления можно вновь повысить давление воздуха в шесть раз. Конечное давление воздуха составит тогда 3,5 МПа.

Принцип действия двухступенчатого воздушного компрессора

Наряду с поршневыми компрессорами на судах иногда встречаются ротационные (центробежные и осевые) и винтовые компрессоры. По принципу действия центробежный компрессор аналогичен центробежному насосу, а винтовой компрессор — винтовому насосу) в то время как осевой компрессор напоминает скорее турбину.

Компрессоры применяют на судах в основном для сжатия воздуха и газов, например охлаждающих средств в рефрижераторных установках и системах кондиционирования воздуха. Фильтры служат для устранения из различных жидкостей и газов механических примесей, таких как пыль, маленькие металлические частицы, шлам и отложения.

Фильтры состоят из корпуса, в котором чаще всего размещается вставная часть фильтра, имеющая форму металлических решеток с соответствующей шириной отверстий; здесь же находятся и прокладки из тонких пластинок (в щелевом фильтре) или из пористых материалов.

Для удаления частичек из магнитных металлов применяются прокладки из твердых магнитов.

Очистку топлива и смазочных масел наряду с фильтрацией осуществляют с помощью следующих способов: — гравитационно-седиментационного, т. е. отстаивания более тяжелых, чем вода, примесей в цистернах;

— центрифугированием в сепараторах.

Сепараторы предназначены для устранения примесей, более тяжелых, чем очищаемая жидкость. Их действие основано на возникающей при этом центробежной силе. Принцип действия судового сепаратора для очистки топлива и смазочного масла показан на рисунке ниже.

При протекании загрязненного масла через цистерну все примеси, более тяжелые, чем вода (механические примеси, пыль, металлические частицы и т. д.), осаждаются на дне цистерны. При этом масло очищается с помощью силы тяготения. Процесс очистки проходит довольно долго и зависит от ускорения свободного падения.

Для ускорения очистки масла от воды и твердых примесей ускорение свободного падения заменяется значительно большим центробежным ускорением за счет большой частоты вращения.

а — общий вид; b-е — фазы сепарации. 1 — тарельчатая крышка; 2 — тарелка; 3 — барабан; 4 — вертикальный вал; 5 — электродвигатель.

Сепараторы являются важными элементами судовых энергетических установок. Они служат для очистки смазочных масел и топлива для двигателей и парогенераторов. На новых судах сепараторные установки полностью автоматизированы.

Для защиты морской воды от вредных загрязнений, в основном от остатков масла, используются маслоотделители. Трюмная вода, содержащая просочившиеся остатки топлива, смазочного масла и другие примеси, проходит через трюмным насос, затем через маслоотделитель, в котором отделяются масло и все примеси, которые легче воды.

Очищенная таким образом вода откачивается за борт. Принцип действия маслоотделителя показан на рисунке ниже. вода попадает в маслоотделитель, начинает вращаться и все глубже опускается во внутреннюю часть аппарата. При медленном движении воды в воронкообразных цистернах частицы масла отделяются, т. е.

они поднимаются или под воздействием центростремительной силы собираются около оси маслоотделителя. Отделившиеся частицы масла поднимаются и собираются в верхней части маслоотделителя, откуда они направляются в специальную цистерну отработавшего масла. Очищенная вода вытекает за борт.

Загрязненное масло либо подается дальше для восстановления, либо сжигается в специальных печах, которые все чаще стали устанавливать на судах. В этих печах уничтожается весь мусор и отходы, которые могли бы загрязнить окружающую среду. На судах используют установки для обработки камбузной, моечной и канализационной воды.

Отработавшую воду подвергают сильному оксидированию и биологической нейтрализации или же производят сгущение и обезвоживание сточных вод, а остатки сжигают.

1 — воронкообразный резервуар; 2 — коническое выпускное отверстие

Системы водоснабжения представляют собой цистерны, в которых создается давление, позволяющее подводить содержащуюся там воду (морскую, питьевую, мытьевую) ко всем потребителям на судне (водопроводным кранам, душам и т. д.). Вода в системы поступает с помощью насосов.

Эти насосы сконструированы таким образом, что они могут дополнять так называемую воздушную подушку в системах водоснабжения. Воздух, подкачиваемый для поддержания необходимого давления (от 0,2 до 0,4 МПа), поступает от устанавливаемой иногда на судне компрессорной установки. Теплообменные аппараты, используемые на судах, в зависимости от.

их назначения делятся на подогреватели и охладители, конденсаторы и испарители. Подогреватели и охладители служат для повышения или понижения температуры рабочих сред судовых установок. Так, например, для уменьшения вязкости тяжелое моторное топливо подогревают перед подачей его к ДВС.

В жилых и бытовых помещениях судна подогревают также мытьевую воду и воздух. Охлаждают смазочное масло для двигателей или других машин, воздух в процессе сжатия, пресную воду для охлаждения главного двигателя, воздух для помещений, когда судно находится в теплых климатических зонах.

В качестве теплоносителя чаще всего используется водяной пар относительно низкого давления, а в качестве охлаждающей среды — морская вода. Для подогревания (или охлаждения) служат в основном трубчатые теплообменные аппараты. Одна рабочая среда протекает по трубам, а другая — с внешней стороны труб, внутри корпуса.

Схема охладителя изображена на рисунке ниже. Горячее масло течет по трубам, расположенным по двум стенкам в корпусе, имеющем форму листового цилиндра. За трубами идет охлаждающая вода. Для повышения эффективности взаимодействия всех рабочих тел поток пропускается волнообразно.

1 — корпус; 2 — трубы холодильнике; 3 — выход масла; 4 — выход охлаждающей воды; 5 — вход масла; 6 — вход охлаждающей воды

Аналогично выглядит и схема подогревателя. В последнее время все чаще используют пластинчатые воздухоподогреватели и охладители. Они обладают гораздо лучшими теплообменными свойствами. В конденсаторах осуществляется переход рабочего тела из газообразного в жидкое агрегатное состояние.

На судах конденсаторы используют для конденсации водяного пара в случае получения воды при замкнутом паровом цикле. Способ действия трубчатого парового конденсатора поясняется на следующем рисунке.

В металлическом корпусе размещены трубы, через которые течет забортная вода по двойному циркуляционному контуру.

1 — трубки; 2 — корпус; 3 — воздух; 4 — конденсационная вода; 5 — охлаждающая вода; 6 — отработавший пар

Отработавший пар, имеющий обычно низкое давление (около 0,005 МПа), выходит из паровой турбины через большое выходное отверстие, расположенное, например, на паровыпускном патрубке, и устремляется к конденсатору. Точка конденсации составляет 32,55°С.

При этой температуре теплота конденсации забирается более холодной забортной водой. Конденсат на дальнейшем пути может быть охлажден в конденсаторе.

В современных конденсаторах переохлаждение конденсата не должно превышать 0,5— 1,0°С, так как оно влечет за собой потери теплоты во всем тепловом контуре, т. е. и в паротурбинной установке. Имеющийся в конденсаторе воздух непрерывно отводится.

Применяемые в современных судовых энергетических установках с паровой турбиной конденсаторы имеют гораздо более сложную конструкцию, чем показанная на рисунке, но принцип действия одинаков. Пресная вода особенно ценится на океанском судне, так как запас пресной воды в специальных цистернах ограничен.

Пресная вода используется как для бытовых, так и для технических целей. Кроме того, необходимо компенсировать циркулирующую в паровом цикле пресную воду, часть которой во время работы теряется из-за недостаточной герметичности клапанов, турбин, вентиляторов и т. д.

Для этой цели на судах применяют испарители. Они служат как для получения пресной воды из морской путем частичного испарения, так и для очистки пресной воды из цистерн методом дистилляции. При получении пресной воды из морской последняя нагревается до такой степени, что она частично испаряется.

Полученный таким образом вторичный пар подводится к конденсатору, в котором и получают готовый продукт. Остаточная морская вода (рассол) с большим содержанием соли выбрасывается за борт. На судах с паровым двигателем в качестве теплоносителя в испарителях чаще всего используется водяной пар.

В дизельных энергетических установках для повышения КПД применяют вакуумные испарители, обогреваемые отработавшей водой из контура охлаждения главного двигателя. Эту воду в любом случае необходимо охлаждать перед очередной ее подачей в охлаждающие полости главного двигателя.

Вода отдает свое тепло испарителям, нагревая при этом морскую воду до 40—45°С. Подогретая таким образом вода в камере, где давление достигает 0,007—0,008 МПа, начинает частично испаряться, образуя вторичный пар.

В результате конденсации вторичного пара в конденсаторе, составляющем вместе с испарителем-генератором блок-секцию, получают конденсат пресной воды, т. е. дистиллят.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.