+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Выслуга лет для учителей в казахстане

Таинственные траты: какие секреты таятся в гипотетическом законе о статусе педагога

Выслуга лет для учителей в казахстане

Один триллион 202 миллиарда тенге дополнительно потребуется на реализацию закона “О статусе педагога”. Причем 214 миллиардов – уже в 2020 году.

Такие цифры озвучил министр образования Асхат АЙМАГАМБЕТОВ, презентуя этот документ мажилисменам. Странно.

Закон еще не принят, какие его статьи потребуют большего финансирования, какие меньшего – никто сейчас сказать не может. Но эти суммы уже заложены. Телега впереди лошади?

При этом текста самого последнего варианта законопроекта на сайте министерства нет. Педагогическое сообщество не в курсе, что ему именно предлагают. Директор образовательного центра “TMpressio”, эксперт ЮНЕСКО Василий ШАХГУЛАРИ пожимает плечами:

– Мне трудно судить о том, чего я в глаза не видел. Сумма огромная. А на что ее именно собираются тратить? На каких уровнях? В какой период? Комментировать можно только то, что Асхат Канатович четко артикулировал.

Пироги и пышки, синяки и шишки

– Начнем с приятного? Например, он сказал, что “учителям предусмотрен ряд нематериальных стимулов”.

Это места в детских садах, звание “Қазақстаннын еңбек сіңірген ұстазы” (“Заслуженный учитель Казахстана”)”, отсрочка от призыва на военную службу, повышенные оклады для педагогов, работающих в сельской местности.

Еще есть гранты для носителей званий “Лучший педагог”, “Лучший преподаватель вуза”. А местные власти даже могут поощрять труд “выплатой единовременного вознаграждения”.

– Статус педагога всё это, конечно, повышает. Такие “пряники” мотивируют. А они на зарплате отразятся, а?.. (Пауза.) В силовых органах, в армии за повышение в звании, получение очередной звездочки на погонах полагается доплата. Звание “Заслуженный учитель” в СССР ввели в 1940 году.

Тогда и зарплату им повысили на 30 рублей по итогам года. И пенсия у “заслуженных” повышенная была. В 70-х годах до 110 рублей доходила. Помните, у инженеров тогда зарплата 120–130? В 1977-м учредили звание “Народный учитель”. Там бонусы еще выше были.

Если завтра у нас учредят звание заслуженного – может, это только первый шаг?

– В ходе августовской конференции учителей Президент Токаев поручил правительству увеличить им зарплату в два раза в ближайшие четыре года: “Несмотря на декларируемое сегодня повышение зарплаты учителей, многие доплаты исчисляются с базового должностного оклада. Поэтому 500 тысяч педагогов в стране не чувствуют существенного повышения – надо прямо об этом сказать. При этом их заработная плата остается одной из самых низких и составляет всего лишь 65 процентов от средней заработной платы по экономике”.

– Сегодня базовый оклад составляет 70 тысяч тенге. Если добавить к ним в следующем году 25 процентов – не очень густо получается. (Шахгулари нервно крутит в руках ручку.) Опять же вопрос: эти деньги будут идти напрямую из бюджета страны или от закона “О статусе педагога”? Нам не говорят. Закон для зомби?

– Ваша версия: повышать будут всем поголовно? Одно дело, когда зарплату поднимут преподавателю с 20-летним стажем. А вчерашнему выпускнику института тоже?

– Чтобы всем было одинаково – у нас так не бывает. Наверное, все-таки какая-то дифференциация будет.

– Вот еще одна “плюшка” от министерства: “Предусмотрены нормы по сокращению нагрузки на педагога путем установления запрета на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок. За это предусмотрен штраф от 20 до 120 МРП в зависимости от субъекта правонарушения”. Штрафовать станут и за превышение нормы рабочего времени. Вы можете представить себе учителя школы, который настучит на своего директора?

– А в какую контору ему стучать? В местное управление образования? И кто там будет обрабатывать жалобы и расследовать все факты? Кто именно станет решать, кого и на какую сумму наказать? В законе все эти процедуры и механизмы прописаны? Подавать в суд? Не знаю, не знаю… И как быть с моральной стороной этого вопроса?

– Василий Вачикович, допустим, историк пожаловался на директора школы – тот же может ему отомстить, используя служебное положение?

– Еще как! Только суд может защитить права учителя в таком конфликте. Но если дело дойдет до суда, то педагог будет выключен из учебного процесса. Ему же придется присутствовать на судебных заседаниях.

Конечно, с одной стороны, защита преподавателя – очень правильный шаг. Я двумя руками “за”. С другой – абсурд. Потому что эта норма может породить новые конфликты, новые двойные стандарты.

Повторяю: почему проект закона нигде не был опубликован?

Почему педагогическое сообщество не в курсе того, по каким правилам ему дальше жить и работать?

У нас есть свои мнения, идеи и предложения. А они министерству не интересны?

Как уменьшить нагрузку в городах и селах?

– В законопроект, по словам министра Аймагамбетова, не вошли такие нормы, как выход на пенсию по выслуге лет, пособия на лечение, льготная ипотека, доплата за звания доцента и профессора, повышенная стипендия обучающимся по педагогическим специальностям.

– В СССР преподаватель мог выйти на пенсию по выслуге лет. Почему у нас это невозможно? Работа учителя – это постоянный напряг и стрессы. Человек за годы “выгорает” духовно и профессионально. Ждать от такого “выгоревшего” качественного результата – не-ре-аль-но! (Стучит пальцем по столу.)

– Скорее всего, эту норму отклонили по одной причине: педагогов не хватает. Особенно в глубинке. Президент Токаев также сказал, что в Казахстане не должно быть разницы в уровне образования между детьми в городе и на селе, “акимы областей должны принципиально заняться этим вопросом”.

– 51 процент школ у нас в сельской местности. Чтобы решить эту проблему, нужны другие меры. Дело не только в деньгах, хотя их в первую очередь не хватает. Не все выпускники вузов готовы рвануть в аулы в качестве учителя.

Между прочим (хитровато улыбается), Советский Союз тоже не сумел решить этот вопрос. А для нас он сейчас еще более болезненный.

Найти хороших педагогов для глубинки? А чем, кроме денег, можно создать условия для привлечения молодых специалистов?

– Уже 10 лет действует госпрограмма “С дипломом – в село!”. Глава государства сказал, что с 2020 года на ее развитие начнут выделять по 20 миллиардов тенге. Ежегодно. Там и подъемные, и супердешевые кредиты на жилье.

– Отлично (гордо поднимает большой палец)! А почему в селе преподавателей по-прежнему не хватает? Какие-то системные проблемы в реализации этой программы правительство и министерство образования выявили? Нашли пути их решения? Лучшие выпускники вузов в село вряд ли поедут. Поэтому разница в уровне преподавания, видимо, останется. Деньги – хороший аргумент. Но не для всех.

Да, а что – в городских школах образование сейчас лучше, чем в сельских? Переполненные классы, трехсменка в Алматы и больших областных центрах – это не проблема? О каком уровне образования тут можно говорить? Учитель и так уже как загнанная лошадь (дробно стучит пальцами по столу).

“В городе нужно было «отчехлить» за место работы”: учитель истории о том, почему уехал преподавать в казахский аул

– В законопроекте сказано о снижении нагрузки на педагогов.

– А это про учебную нагрузку сказано или о каких-то других – общественных и прочих? Есть учебный план, есть программа. 18 часов в неделю на учителя школы – это стандарт. Базовый оклад. Проверка тетрадей – за это платят. Пусть копейки, но платят. Но подготовку к урокам не оплачивают. А это большие временные и нервные затраты – перелопатить огромный объем дополнительной литературы.

Учитель может сегодня выбирать, по каким учебникам преподавать. Но их все надо изучить, выбрать лучшие!

Их много, они разные по качеству материала. Важно, чтобы учащиеся были в потоке общеутвержденной программы. Подходы педагога к подаче материала могут быть разными.

Но требования к учителям всегда и везде одинаковы. В Казахстане сейчас более 3 миллионов школьников и чуть больше 300 тысяч школьных преподавателей. У каждого предмета – своя нагрузка.

Согласитесь, тут и оплата должна быть разной, и надбавки.

– Если отмотать тему чуть назад. А кто и по каким критериям будет определять – кто достоин звания “Заслуженный учитель Казахстана”?

– Провоцируете? (Выдерживает паузу и вдруг улыбается.) Повторяю: я окончательный вариант законопроекта в глаза не видел! В стране много образовательных центров.

А кто их сертифицировал? Где их рейтинги? Кто оценивал качество работы специалистов, которые прошли в них переподготовку? Законопроект “О статусе педагога” их учитывал? Или всё отдадут на откуп областным департаментам образования? А родители школьников могут как-то повлиять на этот процесс? Были случаи, когда родители добивались увольнения м-м-м… не очень квалифицированных учителей. И были – когда даже очень хороших увольняли за незначительные ошибки и проступки.

– Сфера образования, согласно последнему исследованию “Transparency Kazakhstan”, если не в лидерах, то и не в аутсайдерах по уровню коррупции.

– А посмотрите статистику. Сколько выпускников школ уехало за высшим образованием в Россию и в дальнее зарубежье? И сколько из них вернулось на родину? Сколько выпускников наших вузов нашло работу на родине в последние годы? Эффективность работы нашей высшей школы и программы “Болашак” только сейчас начинают считать.

Проблемы высшей школы мы не можем решить больше 20 лет. Президент Токаев даже сказал: зачем нам столько вузов, если мы не можем трудоустроить всех их выпускников?

Если школьник-неуч набирает всего 50 баллов, не важно, из сельской он школы или городской, и поступает в вуз – какая разница, в каком станет учиться? Каким специалистом выйдет оттуда и за какие заслуги получит диплом? Но чем он тогда поддержит экономику страны?..

P. S. В марте этого года тогдашний министр образования Куляш Шамшидинова сообщила, что на строительство школ в 2019–2021 годах будет выделено 136 миллиардов тенге: “В первую очередь будут строить школы взамен аварийных, трехсменных школ, где не хватает учебных классов, и в тех регионах, где возможны землетрясения”.

Когда принимали программу “100 школ, 100 больниц”, видимо, не сумели посчитать, сколько объектов образования потребуется на самом деле?

АЛМАТЫ

Бочка дёгтя в ложке мёда. Опубликован Закон РК

Выслуга лет для учителей в казахстане

Учительское сообщество Казахстана весь 2019 год бурно обсуждало законопроект о собственном статусе. Этот документ, по замыслу создателей, призван был повысить авторитет педагогов в обществе и улучшить их материальное положение. После ознакомления с законом стало ясно, что он может смело претендовать на премию “Разочарование года”.

Несбывшиеся надежды

Закон “О статусе педагога” Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал 27 декабря 2019 года. В действие он должен вступить через десять дней после официального опубликования. Одновременно был принят сопутствующий Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя”.

Самым популярным требованием учителей при обсуждении проекта закона был выход на пенсию по выслуге лет. Педагоги мечтали о выслуге продолжительностью 25 лет. В первоначальном варианте речь шла уже о 30 годах непрерывного стажа, но педагоги и на это были согласны. Однако в окончательной редакции закона нормы о выслуге лет вообще не оказалось.

Другой мерой, которая реально могла бы улучшить материальное положение учителей, является снижение нормативной нагрузки. Особенно это важно для учителей начальных классов. Ведь, отдав специалистам часы физкультуры, музыки и рисования, они зачастую не добирают до 18-часовой ставки. Соответственно, это сказывается на зарплате.

Статья 8 устанавливает нормы: 16 часов в неделю — для организаций среднего образования; 18 часов — для организаций технического и профессионального, послесреднего образования, для организаций дополнительного образования, а также для специализированных и специальных организаций образования; 24 часа – для дошкольных организаций, предшкольных групп дошкольного воспитания и обучения, предшкольных классов, для детских юношеских спортивных организаций образования.

Вот только радоваться по этому поводу педагогам придётся через полтора года. Норма вводится в действие только с 1 сентября 2021 года.

Кому радоваться?

Закон уравнял в правах учителей и других педагогических работников школ. Прежде всего это равенство выразилось в одинаковых размерах трудового отпуска — 56 дней.

— Если до этого была градация должностей — на педагогических работников и приравненных к педагогическим работникам, — поясняет вице-министр образования Бибигуль Асылова, — то с принятием Закона “О статусе педагога” педагог — лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее педагогическую деятельность по обучению и воспитанию обучающихся и воспитанников, в том числе и в организациях дополнительного образования, и организации или методическому сопровождению образовательной деятельности. В этой связи перечень должностей педагогов расширяется до 28 наименований.

Можно порадоваться, что в закон попали нормы, ограничивающие некомпетентное вмешательство посторонних в образовательный процесс.

Также установили запрет на привлечение педагогов к работам, не связанным с их профессиональной деятельностью, на отчёты и проверки, не предусмотренные законодательством РК. К тому же никто не может обязывать учителей приобретать товары и услуги.

Означает ли это, что на практике педработники смогут отказаться от навязываемой им принудительной подписки на газеты и журналы?

С перечнем необходимых отчётов тоже всё не так однозначно. Вообще, с конкретикой в законе дела обстоят неважно.

— Очень много отсылочных статей к другим законодательным актам, — констатирует главный специалист по правовой работе областного профсоюза работников образования и науки Иван Соколов. — Практически в каждой статье: “в соответствии с законодательством РК”. И не сказано, в каком конкретно акте это искать.

Сказано, что с учителя нельзя требовать лишние отчёты.

А где сам список, что учитель должен предоставлять? А как понимать норму “Привлечение педагогов при осуществлении ими профессиональной деятельности к проведению мероприятий негосударственных организаций не допускается”? Если организация государственная, получается, можно? И как это сочетается с запретом работ, не связанных с профессией?

Из приятного — зафиксировано право учителя на свободный выбор способов и форм организации профессиональной деятельности при условии соблюдения требований государственного стандарта; выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой (статья 7). На практике с этим в школах сейчас проблемы, особенно после внедрения “обновлёнки”. Новые учебники и методические пособия содержат большое количество ошибок. Можно надеяться, что норма закона устранит этот перекос и сделает педагогов более свободными в выборе средств и ресурсов для обучения.

Молодые мужчины-педагоги получили право на отсрочку от призыва на воинскую службу в соответствии с Законом Республики Казахстан “О воинской службе и статусе военнослужащих” (статья 7, пункт 17).

Закон предложил учителям некоторые социальные гарантии: на жильё, в том числе и служебное, или общежитие, земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. Тем, кто трудится в сельской местности, участки под ИЖС должны предоставляться в приоритетном порядке.

Также за сельскими учителями закрепляется право на подъемные при прибытии на работу, 25 процентов “сельских” к окладу или тарифной ставке, социальная поддержка по оплате коммунальных услуг и приобретению топлива за счет бюджетных средств. Правда, решение о предоставлении подъёмных отдано на откуп местных представительных органов.

Размер пособия в законе не прописан. Неясно также, что будет, если местные представительные органы решат его не предоставлять.

Учителя вправе получать “пособие на оздоровление в размере не менее одного должностного оклада один раз в календарном году при предоставлении им очередного трудового отпуска”. И опять ни слова о праве получать “оздоровительные” за реально отработанные часы, а не за голую ставку.

Важной льготой стало то, что детям педагогов места в дошкольных организациях по месту жительства должны предоставляться в первоочередном порядке.

Сплошное “но”

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день педработники являются одной из самых низкооплачиваемых категорий. Были надежды на то, что их положение улучшится с принятием нового закона. Об этом во всеуслышание заявили вице-министры образования и науки РК Бибигуль Асылова и Шолпан Каринова.

— В законе четко отражены права педагога на материальное обеспечение, — поясняют представители МОН. — Доплата за квалификацию педагогического мастерства будет установлена для всех педагогов в размере от 30 до 50 процентов от должностного оклада.

При этом для управленческого состава организаций образования будет производиться выплата доплаты за управленческое мастерство в размере от 30 до 100 процентов от должностного оклада.

Данные виды доплат будут выплачиваться по результатам успешной сдачи аттестации.

Напомним, что базовый должностной оклад, от которого меряются пресловутые проценты, составляет 17 697 тенге и не менялся уже много лет. Таким образом, учитель может получить доплату в пределах от 5309,1 до 8848,5 тенге. А директор при очень большом везении обогатится аж на 17 697 тенге. И кстати, в самом законе все эти доплаты, их размер и обязательность никак не отражены.

Наставничество над молодыми учителями отныне превращается из бесплатной повинности для опытных педагогов в источник дополнительных средств: “доплата в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан” (статья 13). Вот только опять никакой речи о том, каков размер этой доплаты и в каком документе определён порядок её выплаты.

Законом установлены доплаты для учителей, подготовивших победителей международных олимпиад и спортивных соревнований, за почетные звания “Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы”, “Лучший учитель”.

Конечно, эта норма коснётся в Казахстане очень немногих. Но и здесь есть подводные камни. Не прописана обязательность доплат за победителей.

И премировать педагога работодатель должен из сэкономленных образовательной организацией средств.

Педагоги, имеющие степень магистра, получают право на доплату в размере 10 МРП к окладу. Кандидаты наук, доктора философии (PhD) и доктора педагогических наук — 17 МРП.

Пока среди учителей средних школ весьма немного кандидатов и докторов. Изменится ли их количество с появлением этой нормы. И опять есть оговорка. Доплата будет производиться только по основному месту работы.

А если учитель работает совместителем, его профессионализм резко падает?

Местные исполнительные органы вправе устанавливать дополнительные стимулирующие выплаты педагогам в виде вознаграждения в размере не менее 300 МРП. Вопрос только в том, когда и при каких обстоятельствах они этим правом воспользуются.

В законе не прописаны условия, при которых подобного рода вознаграждения должны выплачиваться учителям.

В статье 9 говорится лишь о том, что “за добросовестный труд и образцовое исполнение своих профессиональных обязанностей к педагогу применяются поощрения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, а также правилами внутреннего распорядка организации”.

К сожалению, на практике большинство рядовых учителей не имеют никаких премий десятилетиями. Так что это право, формально декларируемое, но ничем не подкреплённое, имеет шансы навсегда остаться на бумаге.

Кто и как ответит?

Степень защищённости учителей в законе определяется статьёй 19: “Нарушение законодательства Республики Казахстан о статусе педагога влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан”.

— За нарушение законодательства Республики Казахстан о статусе педагога в части привлечения к несвойственным функциям и к излишней отчетности предусмотрено предупреждение, при повторном деянии применяется штраф от 60 до 120 МРП в зависимости от субъекта правонарушения, — заявляет Бибигуль Асылова.

В сопутствующем законе предусматриваются санкции также для учеников и их родителей.

Проявление неуважения к педагогу при исполнении им своих должностных обязанностей, выраженное в нецензурной брани, непристойном поведении, оскорбительном приставании, демонстрации неприличных жестов (знаков), предметов, в том числе с использованием СМИ или сетей телекоммуникаций, влечет штраф или административный арест. Для физических лиц штраф будет в размере от 20 до 40 МРП, административный арест — до пяти суток в зависимости от субъекта правонарушения.

Отвечать будут и сами педагоги.

Скажем, за то, что не сообщили незамедлительно “о фактах совершения несовершеннолетними или в отношении них действий (бездействия), содержащих признаки уголовного либо административного правонарушения, в том числе вне организации образования”. Соблюдая данную норму, учитель должен беспрерывно контролировать всё, что происходит со всеми его учениками в режиме 24/7.

— Конечно, это не то, что мы ожидали и что предлагали, — выражает своё мнение Иван Соколов. — При подготовке закона мы отправляли петиции с многими тысячами подписей. Но нас так и не услышали.

Ирина Плотникова

Льготная пенсия для педагогов в 2020 году (последние новости)

Выслуга лет для учителей в казахстане

Для россиян, осуществляющих педагогическую деятельность в детских образовательных организациях (педагогов, учителей, воспитателей, методистов и т.п.

), пенсионным законодательством РФ предусмотрена возможность оформить льготную пенсию по выслуге лет.

Право на досрочное оформление такой пенсии предоставляется при наличии определенного количества лет стажа профессиональной (педагогической) деятельности, рассчитываемого в определенном порядке, и независимо от общего страхового стажа и возраста.

Выйти на пенсию досрочно гражданам этой категории можно при наличии:

  • Не менее 25 лет педстажа (согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»). В качестве педагогического стажа, дающего право на досрочное оформление пенсии, учитываются только периоды работы согласно установленному списку должностей и учреждений.
  • Минимально необходимого количества пенсионных баллов (ИПК), установленных ч. 3 ст. 8 вышеуказанного закона. Например, в 2020 году требуется 18,6 баллов, а в 2021 году будет нужно 21 и т.д. с ежегодным увеличением на 2,4 балла до тех пор, пока в 2025 году закрепится окончательное значение — 30 баллов.

С проведением пенсионной реформы с 2019 года требования к стажу по профессии корректироваться не будут, но после завершения переходного периода стать пенсионером учителям можно будет только через 5 лет после выработки необходимого стажа. Вводиться новое условие будет постепенно — с ежегодным увеличением периода отсрочки. (см. таблицу).

Льготная пенсия учителям по выслуге лет — будут ли изменения в 2020 году?

Пенсионная реформа для учителей будет заключаться в введении периода отсрочки для оформления положенной им льготной пенсии по выслуге лет. Согласно принятому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. возможность стать пенсионером педагогическим работникам будет отложена на 5 лет после выработки льготного стажа.

Такие изменения будут производить постепенно, с поэтапным увеличением предусмотренной отсрочки:

  • Ежегодно этот норматив будет увеличиваться на 1 год, пока в 2023 г. не закрепится окончательная величина (5 лет).
  • В 2019 и 2020 годах будут действовать льготные условия по выходу на пенсию — предусмотрено оформление выплат на полгода раньше предусмотренных сроко. Это значит, что для выработавших стаж в 2020 году получение пенсии будет отложено только на полтора года вместо двух.

Определить, в каком году учителям и педагогам можно будет оформить досрочную пенсию в зависимости от года приобретения специального педагогического стажа, можно по таблице, представленной ниже:

Дата выработки льготного стажа

На сколько будет отложен ВП

Дата ВП

I п. 2019II п. 2019I п. 2020II п. 2020202120222023
+ 0,5+ 1,5+ 3+ 4+ 5
II п. 2019I п. 2020II п. 2021I п. 2022202420262028

Используемые в таблице сокращения: п. — соответствующее полугодие указанного года; ВП — выход на пенсию.

Например, если учитель во втором полугодии 2019 года будет иметь 25 лет педагогического стажа, то оформить пенсионные выплаты он сможет через 6 месяцев после даты выработки специального стажа (т.е. во первом полугодии 2020 года). Для тех, у кого необходимое количество лет выслуги будет достигнуто в 2023 г. и позже, получение пенсии будет отложено уже на 5 лет.

Основные условия льготного выхода на пенсию педагогов по выслуге лет можно изобразить следующим образом:

Инфографика: условия выхода на пенсию педагогических работников по новому закону

Новым законом не установлено, какого рода деятельность педагог должен вести в течении периода этой отсрочки. Это означает, что он может как прекратить педагогическую деятельность, проработав 25 лет, так и продолжить ее (на свое усмотрение).

Выслуга лет для учителей в 2020 году

Учителя, воспитатели и другие граждане, осуществляющие педагогическую деятельность смогут оформить пенсию досрочно, независимо от их возраста, проработав 25 лет по профессии. Как уже было отмечено ранее, новая пенсионная реформа для учителей не затронет норматив стажа, позволяющего оформить льготную пенсию — он по-прежнему будет составлять 25 лет.

Для досрочного оформления пенсии педагогам учитывается только стаж работы в учреждениях и должностях, предусмотренных следующими нормативными документами в зависимости от периода работы:

Согласно Постановлению Правительства № 665 от 16.07.2014 г. перечень должностей, учреждений, а также порядок расчета педагогического стажа остаются прежними — установленными Постановлением № 781. Изменилось только наименование пенсии — трудовая была заменена страховой по старости.

Для оформления учителям льготной пенсии по старости необходимо, чтобы должность и место работы, указанные в трудовой книжке, соответствовали наименованиям должностей и учреждений, определенным вышеуказанными законодательными актами.

В противном случае, в ПФР при определении права на досрочную пенсию могут быть исключены из стажа некоторые периоды работы, которые не соответствовали вышеуказанным требованиям.

Какие должности входят в педагогический стаж (перечень)

Для того, чтобы период работы был включен в педагогический стаж, занимаемая в это время должность должна совпадать с наименованием, предусмотренным Постановлением № 781 от 29.10.2002 г. Определить место работы и наименование занимаемой должности, период работы на которых будет включен в льготный стаж, можно по таблице ниже:

Наименование организацииНаименование должности
Общеобразовательные учреждения (школа, гимназия, училище и т.п.)
  1. Директор (заведующий, начальник).
  2. Зам. директора (заведующего, начальника).
  3. Зав. учебной частью.
  4. Старший преподаватель.
  5. Преподаватель.
  6. Старший воспитатель.
  7. Воспитатель.
  8. Учитель
  9. Учитель-логопед.
  10. Логопед.
  11. Учитель-дефектолог.
  12. Музыкальный руководитель.
  13. Военный руководитель.
  14. Социальный педагог.
  15. Педагог и другие.
Общеобразовательные школы-интернаты (гимназия-интернат, кадетская школа-интернат и т.д.)
Образовательные учреждения для детей-сирот (детский дом, школа-интернат и т.п.)
Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа (санаторная школа-интернат)
Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии (детский сад, школа и т.д.
Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа — детский сад, прогимназия)
Образовательные учреждения среднего проф. Образования (ССУЗы: техникум, училище-интернат, музыкальная школа, школа-лицей и т.п.) и другие учреждения
Учреждения доп. образования детей (центр доп. образования для детей, развития творчества детей, внешкольной работы и т.д.)
  1. Директор (заведующий, начальник).
  2. Зам. директора (заведующего, начальника).
  3. Тренер-преподаватель.
  4. Преподаватель.
  5. Старший тренер-преподаватель по адаптивной физ. культуре.
  6. Педагог доп. образования и другие.
Дворец детского (юношеского) творчества, учащейся молодежи, детского и юношеского туризма, детской культуры, станция юных натуралистов и другие

Полный перечень приведен в Списке должностей и учреждений, утвержденном Правительством. Именно в таких, предусмотренных списком формулировках должна быть запись в трудовой книжке, чтобы период работы был зачтен в качестве льготного педагогического стажа.

Как считать педстаж для выхода на пенсию по выслуге лет?

Периоды работы на соответствующей должности (см. таблицу выше) учитываются в специальный (льготный педагогический) стаж в календарном порядке. При этом при подсчете педагогического стажа есть ряд ограничений:

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.